АООП общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Целевой раздел 3
1.1. Пояснительная записка 3
1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата адаптированной основной общеобразовательной программы 10
1.3. Система оценки достижений обучающихся  с нарушениями опорно-двигательного апппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы 12
2. Содержательный раздел 15
2.1. Программа формирования базовых учебных действий 15
2.2. Программа учебных предметов 16
2.2.1. Язык и речевая практика. Речь и альтернативная коммуникация          16
2.2.2. Математика.  Математические представления 17
2.2.3. Окружающий мир 18
2.2.3.1. Развитие речи и окружающий природный мир 18
2.2.3.2. Человек. Жизнедеятельность человека 19
2.2.3.3. Самообслуживание 21
2.2.3.4. Адаптивная физкультура 21
2.2.4. Искусство 22
2.2.4.1. Музыка и движение 22
2.2.4.2. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) 22
2.2.5. Технология. Предметные действия 23
2.3. Программа  коррекционных курсов 24
2.3.1. Сенсорное развитие 24
2.3.2. Предметно-практические действия 26
2.3.3. Двигательное развитие 27
2.3.4. Альтернативная коммуникация 28
2.3.5. Коррекционно-развивающие занятия 29
2.4. Программа нравственного развития (воспитания) 30
2.5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 30
2.6. Программа коррекционной работы 32
2.7. Программа внеурочной деятельности 32
2.8. Программа  сотрудничества с семьей обучающегося 33
3. Организационный раздел 36
3.1. Учебный план 36
3.2. Система условий реализации адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития 39

 

 

 

1.     Целевой раздел

1.1. Пояснительная записка

Адаптированная основная общеобразовательная программа общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (АООП НОДА)  является нормативно-управленческим документом в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня», характеризующим специфику со­держания образования, особенности организации учебно-воспитательной работы, кадрового и методического обеспечения педагогического процесса, инновационных преобразований педагогической системы.

АООП:

  • определяет цели и содержание образовательного процесса, особенности их раскрытия в учебных предметах и используемые педагогические технологии;
  • регламентирует организацию образовательного процесса в условиях Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи» «Добрыня» для детей с интеллектуальными нарушениями.

Программа в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня» сформирована в соответствии со статями 12 и 21 Закона Российской Федерации «Об образовании», в которых раскрывается содержание образования, основные и дополнительные образовательные программы, а также то, что её разработка и утверждение относится к компетенции организаций, осуществляющих обучение. Необходимость разработки образовательной программы определена также  требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования для обучающихся с ОВЗ. 

Данная программа разработана рабочей группой под руководством заместителя  исполнительного директора   в соответствии:

  • с нормативно-методическими документами Минобрнауки Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами в области образования;
  • с рекомендациями Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4).

По мере внедрения ФГОС и накопления опыта работы,  в данную программу будут вноситься изменения и дополнения.

Данная программа внедряется с сентября 2018  года в 1 и 1 дополнительном  классах и будет реализовываться по мере «вхождения» во ФГОС последующих наборов обучающихся этих классов.

Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с НОДА – это образовательная программа, адаптированная для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, учитывающая особенности их психофизического развития, индивидуальные возможности, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Обучающийся с умственной отсталостью (в умеренной, тяжелой или глубокой степени; с тяжелыми и множественными нарушениями развития), интеллектуальное развитие которого не позволяет освоить АООП (вариант 6.3.) либо он испытывает существенные трудности в ее освоении, получает образование по варианту 6.4. АООП (вариант 6.4) общего образования обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА) направлена на овладение обучающимися учебной деятельностью и формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное,  интеллектуальное, физическое),  в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.

Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Категория детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — неоднородная по составу группа школьников. Группа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата объединяет детей со значительным разбросом первичных и вторичных нарушений развития. Отклонения в развитии у детей с такой патологией отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности. В зависимости от причины и времени действия вредных факторов отмечаются виды патологии опорно-двигательного аппарата (типология двигательных нарушений по МКБ-10). Уточнение роли различных факторов и механизмов формирования разных видов нарушения опорно-двигательного аппарата необходимо в большей степени для организации медико-социальной помощи этой категории детей. Для организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с НОДА в образовательном процессе, задачами которого являются правильное распознавание наиболее актуальных проблем его развития, своевременное оказание адресной помощи и динамическая оценка ее результативности, необходимо опираться на типологию, которая должна носить педагогически ориентированный характер.

Среди детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут быть дети, дополнительно имеющие сенсорные аномалии, трудности речевого и умственного развития, тяжелые и множественные нарушения.

Дети с умственной отсталостью и ТМНР имеют тяжелые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза и, как следствие, полную или почти полную зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно удерживать свое тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с несформированностью языковых средств и речемоторных функций порождения экспрессивной речи. Степень умственной отсталости колеблется от выраженной до глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений, умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создает предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности. Обучение строится с учетом специфики развития каждого ребенка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями.

Особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Современные научные представления позволяют выделить общие «аспекты реализации особых образовательных потребностей» разных категорий детей с нарушениями психофизического развития. К ним относятся: время начала образования, содержание образования, создание специальных методов и средств обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного пространства, продолжительность образования и определение круга лиц, участвующих в образовательном процессе.

Особые образовательные потребности у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата задаются спецификой двигательных нарушений, а также спецификой нарушения психического развития, и определяют особую логику построения учебного процесса, находят свое отражение в структуре и содержании образования. Наряду с этим можно выделить особые по своему характеру потребности, свойственные всем обучающимся с НОДА:

  • обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;
  • требуется введение в содержание обучения специальных разделов;
  • необходимо использование специальных методов, приемов и средств обучения (в том числе специализированных компьютерных и ассистивных технологий), обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения;

 

  • индивидуализация обучения в соответствии с потенциальными возможностями;

 

  • наглядно-действенный характер содержания образования и упрощение системы учебно-познавательных задач, решаемых в процессе образования;

 

  • специальное обучение «переносу» сформированных знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;

 

  • специальная помощь в развитии возможностей вербальной и невербальной коммуникации;

 

  • коррекция произносительной стороны речи; освоение умения использовать речь по всему спектру коммуникативных ситуаций;
  • обеспечение особой пространственной и временной организации образовательной среды;

 

  • максимальное расширение образовательного пространства – выход за пределы образовательного учреждения.

Для этой группы обучающихся обучение  возможно при условии создания для них безбарьерной среды, обеспечения специальными приспособлениями и индивидуально адаптированным рабочим местом. Помимо этого дети с НОДА нуждаются в различных видах помощи (в сопровождении на уроках, помощи в самообслуживании), что обеспечивает необходимые в период начального обучения щадящий режим, психологическую и коррекционно-педагогическую помощь.

Принципы и подходы к формированию адаптированной основной общеобразовательной программы и специальной индивидуальной образовательной программы.

В основу разработки АООП ОО для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата заложены дифференцированный и деятельностный подходы.  

 Дифференцированный подход к построению АООП для обучающихся с НОДА предполагает учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в неоднородности возможностей освоения содержания образования. Это обусловливает необходимость создания разных вариантов образовательной программы. Одним из таких вариантов является вариант 6.4, разработанный в соответствии с дифференцированно сформулированными требованиями в ФГОС НОО обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата к:

― структуре образовательной программы;

― условиям реализации образовательной программы;

― результатам образования.

Деятельностный подход основывается на теоретических положениях отечественной психологической науки, раскрывающих основные закономерности процесса обучения и воспитания обучающихся, структуру образовательной деятельности с учетом общих закономерностей развития детей с нормальным и нарушенным развитием. Деятельностный подход в образовании строится на признании того, что развитие личности обучающихся с НОДА школьного возраста определяется характером организации доступной им деятельности (предметно-практической и учебной). Основным средством реализации деятельностного подхода в образовании является обучение как процесс организации познавательной и предметно-практической деятельности обучающихся, обеспечивающий овладение ими содержания образования. В контексте разработки АООП начального общего образования для обучающихся с НОДА реализация деятельностного подхода обеспечивает:

  • придание результатам образования социально и личностно значимого характера;
  • прочное усвоение обучающимися с НОДА знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения, возможность их самостоятельного продвижения в изучаемых образовательных областях;
  • существенное повышение мотивации и интереса к учению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечение условий для общекультурного и личностного развития обучающихся с НОДА на основе формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают не только успешное усвоение ими знаний, умений и навыков, позволяющих продолжить образование на следующей ступени, но и жизненной компетенции, составляющей основу социальной успешности.

В основу формирования адаптированной основной общеобразовательной программы общего образования обучающихся с НОДА положены следующие принципы:

— принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);

— принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей обучающихся;

— принцип коррекционной направленности образовательного процесса;

— принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;

— онтогенетический принцип;

— принцип преемственности, предполагающий при проектировании АООП ориентировку на программу основного общего образования, что обеспечивает непрерывность образования обучающихся с НОДА.

Особые образовательные потребности детей с нарушением опорно-двигательного аппарата диктуют необходимость специальной индивидуальной образовательной программы для их обучения и воспитания. Целью реализации такой программы является обретение обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечивают его включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для каждого обучающегося пределах.

Для каждого ребенка ежегодно разрабатывается Специальная индивидуальная образовательная программа (СИОП) на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы. Она нацелена на образование детей с нарушением опорно-двигательного аппарата с учетом их индивидуальных образовательных потребностей. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком, при участии родителей.

Все дети находятся на индивидуальном обучении. Состав обучающихся в подгруппе смешанный, включающий представителей разных типологических групп. Смешанное комплектование обучающихся создает условия, где дети учатся подражать и помогать друг другу.

Наполняемость  группы/класса  обучающихся до пяти человек. Это из первой, второй, третьей группы.

Большая часть уроков проводится индивидуально или в подгруппе. Дети объединены в группы/классы   для проведения режимных моментов, при организации которых  также осуществляется образовательная  деятельность.

 

1.2. Планируемые результаты освоения обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата Адаптированной основной общеобразовательной программы

В соответствии с требованиями ФГОС для детей с ОВЗ применительно к варианту 6.4. адаптированной основной общеобразовательной программы результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося. В связи с этим, требования к результатам освоения образовательных программ представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью АООП, которые рассматриваются в варианте 6.4. как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностям обучающихся. Требования устанавливаются к результатам:

— личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества;

— предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания и его применению.

Возможные личностные результаты освоения адаптированной образовательной программы заносятся в СИОП и должны отражать:

  • формирование основ персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу;
  • осознание себя, как гражданина России;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына/дочери, пассажира, покупателя и т.д.) развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических  чувств, доброжелательности и  эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата.

1.3. Система оценки достижений обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата планируемых результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы

Основным ожидаемым результатом освоения обучающимся АООП является развитие жизненной компетенции, позволяющей достичь максимальной самостоятельности (в соответствии с его психическими и физическими возможностями) в решении повседневных жизненных задач, включение в жизнь общества через индивидуальное поэтапное и планомерное расширение  жизненного опыта и повседневных эмоциональных контактов. Программа устанавливает требования к результатам (личностным, предметным), которые рассматриваются как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и  специфическими образовательными потребностями  обучающихся.

Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИОП, разработанной на основе АООП образовательной организации. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИОП и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года. Для организации аттестации обучающихся применяется метод экспертной группы (на междисциплинарной основе). В состав экспертной группы включены заместитель  исполнительного директора, учитель-логопед,  учитель-дефектолог, воспитатель, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог. Задачей экспертной группы является выработка согласованной оценки достижений ребёнка в сфере жизненных компетенций. Основой служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности. Результаты анализа  представлены в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей наличный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИОП задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.

Итоговая оценка качества освоения обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата Адаптированной основной общеобразовательной программы образования осуществляется АНО «ЦППМСП  «Добрыня». Предметом итоговой оценки освоения обучающимися Адаптированной основной общеобразовательной программы образования для данного контингента обучающихся (вариант 6.4) является достижение результатов освоения Специальной индивидуальной образовательной программы последнего года обучения и развития жизненной компетенции обучающихся. Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения. При оценке результативности обучения обучающихся важно учитывать затруднения в освоении отдельных предметов (курсов) и даже образовательных областей, которые не должны рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

Система оценки результатов включает целостную характеристику освоения  обучающимся  СИОП, отражающую взаимодействие следующих компонентов:

  • что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
  • что из полученных знаний и умений он применяет на практике,
  • насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

При оценке результативности обучения обучающихся особо важно учитывать, что у детей могут быть вполне закономерные затруднения в освоении отдельных предметов и даже областей, но это не должно рассматриваться как показатель неуспешности их обучения и развития в целом.

 

Для выявления возможной результативности обучения должен быть учтен ряд факторов:

  • особенности текущего психического и соматического состояния каждого обучающегося;
  • в процессе предъявления заданий должны использоваться все доступные обучающемуся средства невербальной коммуникации (предметы, жесты, фотографии, рисунки, пиктограммы, электронные технологии) и речевые средства (устная, письменная речь);
  • формы выявления возможной результативности обучения должны быть вариативными и разрабатываться индивидуально в тесной связи с практической деятельностью детей;
  • способы выявления умений и представлений обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата могут быть представлены как в традиционных, так и других формах, в том числе в виде выполнения практических заданий;
  • в процессе предъявления и выполнения заданий обучающимся должна оказываться необходимая помощь, которая может носить разнообразный характер (дополнительные словесные и жестовые инструкции и уточнения, выполнение ребенком задания по образцу, по подражанию, после частичного выполнения взрослым, совместно с взрослым);
  • при оценке результативности достижений необходимо учитывать уровень выполнения и степень самостоятельности ребенка (самостоятельно, самостоятельно по образцу, по инструкции, с небольшой или значительной физической помощью, вместе с взрослым);
  • выявление результативности обучения должно быть направлено не только на определение актуального уровня развития, но и «зоны ближайшего», а для некоторых обучающихся «зоны отдаленного развития», т.е. возможностей потенциального развития;
  • выявление представлений, умений и навыков обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в каждой образовательной области должно создавать основу для дальнейшей корректировки СИОП, конкретизации плана дальнейшей коррекционно-развивающей работы.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект». Выявление представлений, умений и навыков обучающихся в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИОП, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

 

  1. Содержательный раздел

2.1. Программа формирования базовых учебных действий

Программа формирования базовых учебных действий у обучающихся должна содержать следующие задачи:

  • формирование учебного поведения,
  • умение выполнять задания в течение определенного периода времени, от начала до конца;
  • умение самостоятельно переходить от одного действия (операции) к другому в соответствии с расписанием (действий) занятий и т.д.

Задачи по формированию базовых учебных действий включается в СИОП с учетом особых образовательных потребностей детей. Решение поставленных задач происходит, как на групповых и индивидуальных занятиях по учебному предмету, так и на специально организованных занятиях в рамках учебного плана.

2.2. Программы учебных предметов

2.2.1.Язык и речевая практика

Общение и чтение

 

1) Овладение  доступными  средствами  коммуникации  и  общения  – вербальными и невербальными.

Способность понимать обращенную речь, понимать смысл доступных невербальных графических знаков (рисунков, фотографий, пиктограмм и др. графических изображений), неспецифических жестов.

Умение пользоваться средствами альтернативной коммуникации: воспроизводящими заменяющими речь устройствами (коммуникаторы, персональные компьютеры и др.), коммуникативными тетрадями, жестом, взглядом и др.

2) Умение пользоваться доступными средствами коммуникации в практике экспрессивной и импрессивной речевой деятельности для решения соответствующих возрасту житейских задач.

Умение вступать в контакт, поддерживать и завершать его, используя невербальные и вербальные средства, соблюдая общепринятые правила общения.

Умение использовать средства альтернативной коммуникации в процессе общения: использование предметов для выражения потребностей путем указания на них жестом, взглядом; пользование индивидуальными коммуникативными тетрадями с графическими изображениями объектов и действий путем указательного жеста; использование доступных жестов для передачи сообщений; общение с помощью электронных средств коммуникации (коммуникатор, планшет и др.).

3) Развитие речи как средства общения в тесной связи с познанием окружающего мира, личным опытом ребенка.

Понимание слов, обозначающих объекты, явления природы, рукотворного мира.

Умение использовать усвоенный словарный и фразовый материал в коммуникативных ситуациях.

Различение и узнавание напечатанных слов, обозначающих имена людей, названия хорошо известных предметов и действий

Чтение в доступных ребенку пределах, понимание смысла узнаваемого слова.

Письмо

Умение при возможности писать буквы, слоги, слова.

Выполнение письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием (по физическим возможностям ребенка).

Списывание рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями.

 

2.2.2. Математика

Математические представления

1) Элементарные  математические  представления  о  цвете,  форме, величине; количественные (дочисловые), пространственные, временные представления.

Умение      различать  и       сравнивать предметы   по     цвету, форме, величине.

Умение ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости. Умение различать, сравнивать и преобразовывать множества (один – много, большой – маленький и т.д.).

Умение различать части суток, соотносить действие с временными промежутками, составлять и прослеживать последовательность событий, определять время по часам, соотносить время с началом и концом деятельности.

2) Представления о количестве, числе, знакомство с цифрами, составом числа в доступных ребенку пределах, счет, решение простых арифметических задач с опорой на наглядность.

Умение соотносить число с соответствующим количеством предметов, обозначать его цифрой.

Умение пересчитывать предметы в доступных ребенку пределах.

Умение представлять множество двумя другими множествами в пределах 5-ти.

Умение обозначать арифметические действия знаками.

Умение решать задачи на увеличение и уменьшение на несколько единиц.

3) Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач.

Умение обращаться с деньгами, рассчитываться ими и разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.

Умение определять длину, вес, объем, температуру, время, пользуясь мерками и измерительными приборами.

Умение устанавливать взаимно-однозначные соответствия.

Умение распознавать цифры, обозначающие номер дома, квартиры, автобуса, телефона и др.

 

2.2.3. Окружающий мир

2.2.3.1. Развитие речи и окружающий природный мир

1) Представления о явлениях и объектах неживой природы, смене времен года и соответствующих сезонных изменениях в природе, умения адаптироваться к конкретным природным и климатическим условиям.

Интерес к объектам и явлениям неживой природы.

Расширение представлений об объектах неживой природы (огне, почве, земле, воздухе, лесе, луге, реке, водоемах, формах земной поверхности, полезных ископаемых).

Представления о временах года, характерных признаках времен года, погодных изменениях, их влиянии на жизнь человека.

2) Представления о животном и растительном мире, их значении в жизни человека.

Интерес к объектам живой природы.

Расширение  представлений  о  животном  и  растительном  мире (грибах, ягодах, птицах, рыбах и т.д.).

Умение заботливо и бережно относиться к растениям и животным, ухаживать за ними.

Умение соблюдать правила поведения в природе (в лесу, у реки и др.).

3) Элементарные представления о течении времени.

Умение различать части суток, дни недели, месяцы, их соотнесение с временем года.

Представления о течении времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.

 

2.2.3.2. Человек. Жизнедеятельность человека

 

1) Формирование представлений о себе, осознание общности и различий с другими.

Представления о собственном теле.

Распознавание своих ощущений и обогащение сенсорного опыта.

Соотнесение себя со своим именем, своим изображением на фотографии, отражением в зеркале.

Отнесение себя к определенному полу.

Умение определять «мое» и «не мое», осознавать и выражать свои интересы, желания.

Умение сообщать общие сведения о себе: имя, фамилия, возраст, пол, место жительства, свои интересы, хобби и др.

Представления о возрастных изменениях человека, адекватное отношение к своим возрастным изменениям.

2) Представления о мире, созданном руками человека.

Интерес к объектам, изготовленным руками человека.

Представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д. Умение соблюдать элементарные правила безопасности в повседневной жизнедеятельности.

3) Расширение    представлений    об     окружающих      людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей.

Представления о профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.).

Представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальной роли.

Определение круга своих социальных ролей, умение вести себя в конкретной ситуации соответственно роли.

4) Освоение навыков учебной деятельности и накопление опыта продуктивного взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта соответствующих возрасту и полу ребенка.

5) Стремление находить друзей, участвовать в коллективных играх, мероприятиях, занятиях, организовывать личное пространство и время (учебное и свободное).

Умение находить друзей на основе личностных симпатий.

Умение строить дружеские отношения, оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать.

Умение взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой и доступной трудовой деятельности.

Умение      организовывать  свободное  время         с        учетом       своих интересов.

6) Накопление положительного опыта сотрудничества, участия в общественной жизни.

Интерес к праздничным мероприятиям, желание принимать участие в них, получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной деятельности.

Использование простейших эстетических ориентиров/эталонов в быту, дома и в школе.

Умение соблюдать традиции государственных, семейных, школьных праздников.

 

7) Представления об обязанностях и правах ребенка.

Представления о праве на жизнь, на образование, на труд, на неприкосновенность личности и достоинства и др.

Представления об обязанностях обучающегося, сына/дочери, гражданина и др.

8) Формирование представления о России.

Представление о государственной символике.

Представление о значимых исторических событиях и выдающихся людях России.

9) Умение поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья; поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами.

Формирование   умений       определять свое  самочувствие      (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым.

Умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями.

10) Формирование представления о своей семье, взаимоотношениях в семье: представления о членах семьи, родственных отношениях в семье, своей социальной роли, обязанностях членов семьи, бытовой и досуговой деятельности семьи.

 

2.2.3.3. Самообслуживание

Умение   решать   постоянно   возникающие   жизненные   задачи, связанные с удовлетворением первоочередных потребностей.

Умение обслуживать себя или принимать помощь при одевании и раздевании, приеме пищи и питье и других гигиенических процедурах.

Умение сообщать о своих потребностях.

 

2.2.3.4. Адаптивная физкультура

  • Восприятие собственного тела, осознание своих физических возможностей и ограничений.

 

Освоение доступных способов контроля над функциями собственного тела: сидеть, стоять, передвигаться (в т.ч. с использованием технических средств).

Освоение двигательных навыков, координации движений,

2) Соотнесение самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью:

Умение устанавливать связь телесного самочувствия с физической нагрузкой.

Усталость после активной деятельности, болевые ощущения в мышцах после физических упражнений.

 

2.2.4. Искусство

2.2.4.1. Музыка

1) Развитие восприятия, накопление впечатлений и практического опыта в процессе слушания музыки, просмотра музыкально-танцевальных, вокальных и инструментальных выступлений, активного участия в игре на доступных музыкальных инструментах, движении под музыку, пении.

 

Интерес к различным видам музыкальной деятельности (слушание, пение, движение под музыку, игра на музыкальных инструментах).

Умение слушать разную по характеру музыку и двигаться в соответствии с характером музыкального произведения.

Освоение приемов игры на музыкальных инструментах, сопровождение мелодии игрой на музыкальных инструментах.

Получение удовольствия, радости от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

  • Готовность к участию в совместных музыкальных мероприятиях.

Умение получать радость от совместной и самостоятельной музыкальной деятельности.

Умение использовать навыки, полученные на занятиях по музыкальной деятельности, для участия в представлениях, концертах, спектаклях.

 

2.2.4.2. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация)

1) Освоение средств изобразительной деятельности и их использование в повседневной жизни.

Интерес к доступным видам изобразительной деятельности.

Умение использовать инструменты и материалы в процессе доступной изобразительной деятельности (лепка, рисование, аппликация).

Умение использовать различные изобразительные технологии в процессе рисования, лепки, аппликации.

  • Способность к совместной и самостоятельной изобразительной деятельности.

Получение удовольствия, радости от изобразительной деятельности.

Стремление с собственной творческой деятельности, демонстрация результата своей работы.

Умение выражать свое отношение к результатам собственной и чужой творческой деятельности.

  • Готовность к участию в совместных мероприятиях.

 

Получение положительных впечатлений от взаимодействия в процессе совместной творческой деятельности.

Умение использовать навыки, полученные на занятиях по изобразительной деятельности, для изготовления творческих работ, участия в выставках поделок, конкурсах рисунков.

2.2.5. Технология

Предметные действия

Овладение предметными действиями как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Интерес к предметному рукотворному миру.

Умение выполнять простые действия с предметами и материалами.

Умение соблюдать очередность (в парной игре с предметами, в диалоге, при выполнении трудовых операций и др.)

Умение следовать алгоритму / расписанию при выполнении предметных действий. Умение принимать посильное участие в повседневных делах дома и в школе:

  • умение выполнять доступные бытовые поручения (обязанности) совместно со взрослыми.
  • умение взаимодействовать с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нормами поведения, в доступной форме оказывать поддержку и взаимопомощь, сопереживать, сочувствовать и эмоционально реагировать на различные ситуации дома и в школе.
    • . Программы коррекционных курсов

2.3.1. Сенсорное развитие

Пояснительная записка

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первым шагом познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем более выражены нарушения развития ребенка, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт, который накапливается в процессе восприятия различных ощущений. Дети с ТМНР наиболее чувствительными к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

 

Целью обучения является обогащение чувственного опыта через целенаправленное систематическое воздействие на различные анализаторы.

 

Программно-методический материал включает 5 разделов: «Зрительное восприятие», «Слуховое восприятие», «Кинестетическое восприятие», «Восприятие запаха», «Восприятие вкуса».

 

Содержание каждого раздела представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

 

Для реализации курса необходимо специальное материально-техническое оснащение, включающее: оборудованную сенсорную комнату, сухой (шариковый) и водный бассейны, игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажеры и т.д.

 

Примерное содержание коррекционных занятий

Раздел 1.   Слуховое восприятие.

Локализация неподвижного источника звука, расположенного на уровне уха, плеча, талии. Прослеживание за близко расположенным перемещающимся источником звука. Локализация неподвижного удаленного источника звука. Соотнесение звука с его источником. Нахождение объектов, одинаковых по звучанию.

Раздел 2.  Кинестетическое восприятие.

Адекватная эмоционально-двигательная реакция на прикосновения человека. Адекватная реакция на соприкосновение с материалами (дерево, металл, клейстер, пластмасса, бумага, вода и др.), различными по температуре (холодный, теплый), фактуре (гладкий, шероховатый), вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Адекватная реакция на вибрацию, исходящую от объектов. Адекватная реакция на давление на поверхность тела. Адекватная реакция на положение тела (горизонтальное, вертикальное). Адекватная реакция на положение частей тела. Адекватная реакция на соприкосновение тела с разными видами поверхностей. Различение материалов по характеристикам (температура, фактура, влажность, вязкость).

 

Раздел 3.  Восприятие запаха.

Адекватная реакция на запахи. Различение объектов по запаху.

 

Раздел 4.  Восприятие вкуса.

Адекватная реакция на продукты, различные по вкусовым качествам (горький, сладкий, кислый, соленый) и консистенции (жидкий, твердый, вязкий, сыпучий). Узнавание продукта по вкусу. Различение основных вкусовых качеств продуктов (горький, сладкий, кислый, соленый).

 

2.3.2. Предметно-практические действия

Пояснительная записка

Вследствие органического поражения ЦНС процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно-практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

 

Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

 

Программно-методический материал включает 2 раздела: «Действия с материалами», «Действия с предметами».

 

В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

 

Материально-техническое оснащение учебного предмета «Предметно-практические действия» включает: предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины) и др.

 

Примерное содержание коррекционных занятий

Действия с материалами.

Сминание материала. Разрывание материала. Размазывание материала. Разминание материала. Пересыпание материалов. Переливание материалов. Наматывание материала.

Действия с предметами.

Захват, удержание, отпускание предмета. Встряхивание предмета. Толкание предмета. Вращение предмета. Нажимание на предмет (всей рукой, пальцем). Сжимание предмета (двумя руками, одной рукой, пальчиками). Тянуть предмет. Вынимание предметов. Складывание предметов. Перекладывание предметов. Вставление предметов. Нанизывание предметов.

2.3.3. Двигательное развитие

Пояснительная записка

 

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью данного коррекционного курса.

Целенаправленное двигательное развитие в рамках курса происходит на специально организованных занятиях, проводимых инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Материально-техническое оснащение курса включает: технические средства реабилитации (кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы); средства для фиксации ног, груди, таза; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; ограничители; гимнастические мячи различного диаметра, тележки, коврики, специальный велосипед, тренажеры и др.

 

Примерное содержание коррекционных занятий

  • Поддержание жизненно-важных функций организма (дыхание, работа сердечно-сосудистой системы и других внутренних органов)
  • Мотивация двигательной активности.
  • Поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений.
  • Обучение переходу из одной позы в другую.
  • Освоение новых способов передвижения (включая передвижение с помощью технических средств реабилитации).
  • Формирование функциональных двигательных навыков, которые ребенок в дальнейшем научится использовать в повседневной жизни.
  • Развитие функции руки, в том числе мелкой моторики;
  • Формирование ориентировки в пространстве.
  • Обогащение сенсомоторного опыта.

 

2.3.4. Альтернативная коммуникация

Пояснительная записка

Общение – это неотъемлемая составляющая жизни человека. Каждый человек занимает в обществе определенное место и всегда находится в каких-либо отношениях с другими окружающими людьми. Для ребенка с ТМНР обучение общению представляет большую значимость. Его учат выражать свои желания, нужды, просить о помощи, реагировать на слова говорящих с ним людей. Эта способность является тем средством, с помощью которого он адаптируется в окружающем мире и учится жить в нем. Ребенок с ТМНР, не владеющий вербальной речью, становится непонятным окружающим, что затрудняет полноценное общение с ним. Выходом из этой ситуации является обучение ребенка использованию альтернативных средств коммуникации. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или замены речи (в случае ее отсутствия).

 

Коррекционная работа в рамках курса тесно взаимосвязана с обучением по предмету «Общение». Приоритетной задачей коррекционного курса является обучение детей альтернативной коммуникации как средству, а в рамках предмета «Общение» происходит обучение детей умению пользоваться этим средством.

 

Материально-техническое оснащение курса включает: предметы, графические изображения, знаковые системы, таблицы букв, карточки с напечатанными словами, наборы букв, коммуникативных таблиц и коммуникативные тетради.

 

Примерное содержание коррекционных занятий

Освоение доступных средств невербальной коммуникации: взгляда, мимики, жеста, предмета, графического изображения, знаковой системы.

 

Освоение таблицы букв, карточек с напечатанными словами, набора букв как средства коммуникации.

 

Составление коммуникативных таблиц и коммуникативных тетрадей для общения в школе, дома и в других местах.

 

Освоение технических коммуникативных устройств.

 

2.3.5. Коррекционно-развивающие занятия

Коррекционно-развивающие занятия направлены:

 

  • на реализацию особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР не предусмотренных содержанием программ по учебным предметам;
  • на дополнительную помощь в освоении отдельных действий и представлений, которые оказываются для обучающихся особенно трудными;
  • на развитие индивидуальных способностей обучающихся, их творческого потенциала.

 

Возможности усвоения программного материала у разных детей с ТМНР определяют объем и содержание необходимой помощи каждому обучающемуся. Учитывая особенности психофизического развития и индивидуальные возможности конкретного обучающегося, образовательная организация может расширить содержание включенного в СИОП учебного предмета дополнительными задачами.

 

2.4. Программа нравственного развития (воспитания)

Программа нравственного развития (воспитания) обучающихся с ТМНР должна быть направлена на обеспечение их нравственного развития в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательной организации, семьи и других институтов общества.

В основу этой Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

 

Программа должна обеспечивать:

 

 организацию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся использовать на практике полученные знания и усвоенные модели и нормы поведения;

 

 формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику.

 

Программа должна включать: цель, задачи, основные направления работы, перечень планируемых результатов воспитания (социальных компетенций, моделей поведения обучающихся с ТМНР), формы организации работы.

Программа выполняется в семье, а также на занятиях по предмету «Окружающий социальный мир», а также в рамках внеурочной деятельности. Основными организационными формами внеурочной деятельности, через которые реализуется содержание программы, являются: летний оздоровительный лагерь, экскурсии, праздники, обряды и таинства, проекты.

  • Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программа должна обеспечивать:

 

  • формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;
  • формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения;

  • формирование умений определять свое самочувствие (как хорошее или плохое), локализировать болезненные ощущения и сообщать о них взрослым;
  • умение соблюдать режимные моменты (чистка зубов утром и вечером, мытье рук после посещения туалета и др.), чередовать их с занятиями;
  • потребность содержать тело, одежду в чистоте, следить за своим внешним видом;
  • формирование установок на использование здорового питания;
  • использование оптимальных двигательных режимов для обучающихся с учетом их возрастных, психофизических особенностей;
  • развитие потребности в занятиях адаптивной физической культурой; соблюдение здоровьесозидающих режимов дня;
  • формирование негативного отношения к факторам риска здоровью обучающихся (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
  • становление умений       противостояния  вовлечению         в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
  • формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены;
  • формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

 

Программа должна содержать цели, задачи, планируемые результаты, основные направления и перечень организационных форм.

                                      

  • Программа коррекционной работы

 

Программа коррекционной работы должна обеспечивать:

 

  • выявление особых               образовательных потребностей обучающихся                           с ограниченными возможностями здоровья;
  • осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической и социальной помощи обучающимся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ТМНР) с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии и ИПРА).

 

Программа коррекционной работы должна содержать:

 

  • перечень, содержание и план реализации коррекционно-развивающих занятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ТМНР;

 

  • систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения обучающихся с ТМНР в условиях образовательного процесса, включающего психолого-медико-педагогическое обследование обучающихся с целью выявления их особых образовательных потребностей, мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении адаптированной основной общеобразовательной программы, корректировку коррекционных мероприятий;

 

  • механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области сопровождения, медицинских работников образовательной организации и специалистов других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов.
    • Программа внеурочной деятельности

 

Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции обучающихся с ТМНР путем организации и проведения мероприятий, в которых предусмотрена совместная деятельность разных обучающихся (с НОДА, ТМНР и без таковых), различных организаций. Виды совместной внеурочной деятельности подбираются с учетом возможностей и интересов как обучающихся с НОДА, с ТМНР так и их обычно развивающихся сверстников.

 

При организации внеурочной деятельности обучающихся используются возможности сетевого взаимодействия (например, с участием организаций дополнительного образования детей, организаций культуры и адаптивного спорта). В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления. Задачи, реализуемые во внеурочной деятельности, включаются в СИОП.

К основным направлениям внеурочной деятельности относятся:

1) коррекционно-развивающее,

2) духовно-нравственное,

3) спортивно-оздоровительное,

4) общекультурное, социальное.

В качестве организационного механизма реализации внеурочной деятельности в АНО «ЦППМСП «Добрыня» используется план внеурочной деятельности.

 

  • Программа сотрудничества с семьей

Программа сотрудничества с семьей направлена на обеспечение конструктивного взаимодействия специалистов центра и родителей  (законных представителей) обучающегося в интересах особого ребенка и его семьи. Программа обеспечивает сопровождение семьи, воспитывающей ребенка-инвалида путем организации и проведения различных мероприятий: тренингов, психокоррекционных занятий, встреч родительского клуба, индивидуальных консультаций с психологом, индивидуальных консультаций родителей со специалистами, тематических семинаров,   договоров о сотрудничестве (образовании) между родителями и АНО «ЦППМСП  «Добрыня»,  убеждения родителей в необходимости их участия в разработке СИОП в интересах ребенка,  посещения родителями уроков/занятий в центре, домашнего визитирования, консультирования,  ведения дневника наблюдений (кратких записей),  личных встреч, бесед,  просмотров и обсуждения видеозаписей с ребенком, проведения открытых уроков/занятий, привлечения родителей к планированию мероприятий,  анонсов запланированных внеурочных мероприятий,  поощрения активных родителей. 

Основные задачи программы сотрудничества с семьей.

  • Психологическая поддержка семьи
  • Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностей ребенка
  • Обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИОП
  • Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации
  • Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИОП и результатах ее освоения
  • Организацию участия родителей во внеурочных мероприятиях

Работа с семьей  ведется по следующим направлениям:

1.Информационно-аналитическое:

  • Анкетирование родителей с целью изучения социального статуса семьи ребёнка, создание банка данных и выявление потребностей, интересов родителей – анкетирование, диагностика, беседа
  • Диагностика родительского отношения к ребёнку
  • Анкетирование с целью установления психологического типа родителя
  1. Психолого-педагогическое сопровождение
  • Психологическая поддержка семьи – индивидуальные консультации с психологом (по запросу родителей).
  • Проведение консультаций по вопросам развития ребёнка и реализации индивидуально-образовательной программы – индивидуальные консультации со специалистами (по запросу родителей).
  • Повышение осведомленности родителей об особенностях развития и специфических образовательных потребностях ребенка — открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей. Фотовыставки. Просмотр и обсуждение видеозаписей с ребёнком.
  • Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации индивидуально-образовательной программе и результатах её освоения — беседы, консультации (специалисты, воспитатели), родительские собрания (общие и групповые).
  1. Культурно-досуговое сопровождение
  • установление эмоционального контакта – участие в праздниках, спортивных мероприятиях, экскурсиях, акциях (в течение года).
  1. Информационно-просветительское сопровождение
  • Предоставление информации по вопросам обучения, воспитания и развития детей, с помощью наглядной пропаганды — оформление папок – передвижек, информационных листов, организация  выставок детских работ, фотографии.

Планируемые результаты:

  • психологическая поддержка семьи
  • снижение уровня тревожности у родителей при воспитании ребенка
  • повышение психологической и педагогической компетентности родителей
  • формирование эмоционального принятия индивидуальности ребенка с ОВЗ и изменения уровня родительских притязаний
  • развитие активной жизненной позиции через участие в различных мероприятиях.
  1. Организационный раздел

3.1. Учебный план

Общие положения

Учебный план в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня» является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов, максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся.

          Учебный план в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня» разрабатывается ежегодно  с учетом следующих нормативно-правовых документов:

  • Федерального закона  «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.  №  273- ФЗ;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 30 августа 2013 г .№ 1015, г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам-образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
  • Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам обучающихся с ОВЗ»;
  • Приказа Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • Примерной адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
  • Устава Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня».

 Содержание и структура учебного плана определяются требованиями АООП и  целями Организации.

Учебный план представлен 5 — летним сроком обучения: 1 дополнительный , 1-4 классы.

В учебном плане представлены все предметы обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с вариантом 6.4 АООП. Обязательная часть включает образовательные области и соответствующие им  учебные предметы, а также коррекционно-развивающие занятия. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,  представлена 5 коррекционными курсами и внеурочной деятельностью.

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. 

Каждый ребенок, обучающийся в АНО «ЦППМСП  «Добрыня», имеет коллегиальное заключение  областной  ПМПК об обучении по индивидуальному плану  и заключение из ЛПУ об обучении на дому. Поэтому для каждого ребенка составляется Специальная индивидуальная образовательная программа, где  указывается количество часов для конкретного ребенка. Учебный план следует считать  базовым, т.к. возможны изменения содержания в рамках заданных пожеланий родителей (законных представителей), но не противоречащие «Закону об образовании в РФ». Сроки освоения образовательных программ могут быть увеличены. Основным принципом организации индивидуального обучения на дому детей с проблемами здоровья является обеспечение щадящего режима проведения занятий. Содержание  обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающихся.

 На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Для развития личности обучающегося организуется внеурочная деятельность, направленная  на физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Учебный план ежегодно утверждается на педагогическом совете.  

 

 

Режим образовательного процесса

Образовательный процесс в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня» строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки в режиме пятидневной учебной недели.

Продолжительность учебного года  1 дополнительного и 1 класса составляет 33 недели, 2-5  классов —   34 недели.

Учебные занятия начинаются с 9 часов. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену,  для всех детей  организован  дневной  сон или отдых.

Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день до 35 минут каждый, с ноябре  по 4 урока до 35 минут каждый.

Со 2 класса уроки могут длиться до 40 минут. Конкретное время определяет учитель в зависимости от психофизического состояния детей (ребенка).

Образовательная недельная нагрузка  равномерно распределена в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

— для обучающихся первых, вторых  классов – не более 4 уроков ежедневно;

— для обучающихся 3 — 9 классов — не более 4 уроков и два дня 5 уроков за счет двигательного развития / ЛФК.

Продолжительность перемен между уроками составляет  10 минут, после 2  урока организуется  второй завтрак.  В оздоровительных целях, для удовлетворения биологических потребностей в движении после 3 урока проводится динамическая пауза продолжительностью 20 минут. 

Процесс обучения по предметам и коррекционным курсам организуется в форме занятия. Педагог проводит занятие для состава всего класса, для подгруппы обучающихся, а также индивидуально. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать  25 минут, фронтальных  групповых и подгрупповых  занятий – не более 35 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик  (индивидуальная работа), подгруппа (2-3 обучающихся), группа (все обучающиеся класса).

Коррекционные курсы чаще реализуются в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. 

В качестве организационного механизма реализации учебной  деятельности в АНО «ЦППМСП «Добрыня» используется  несколько учебных планов, которые ежегодно корректируются.

 

3.2. Система условий реализации АООП образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4)

Кадровые условия реализации АООП

 

Данную программу реализуют: учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагог-психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, инструктор ЛФК. Руководство осуществляет Исполнительный директор и заместитель исполнительного директора.

Педагогический коллектив Организации имеет ряд печатных работ. Ежегодно педагоги  обучаются на курсах повышения квалификации, участвуют в международных научно — практических  конференциях и семинарах. Таким образом, заметны тенденции роста кадрового потенциала.

В целях реализации междисциплинарного подхода в процесс сопровождения обучающихся, оказания первичной медико-санитарной помощи, проведения профилактических и лечебно-оздоровительных мероприятий  включены медицинские работники: врач-психиатр, врач-невролог, врач-педиатр, инструктор ЛФК, медсестра по массажу, медсестра по физиотерапии, медсестра процедурной.

Специалисты, участвующие в реализации АООП обладают следующими компетенциями:

— наличие позитивного отношения к возможностям обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, к их развитию, социальной адаптации, приобретению житейского опыта;

— понимание теоретико-методологических основ психолого-педагогической помощи обучающимся;

— знание этиологии двигательных нарушений, тяжелых и множественных нарушений, теоретических основ диагностики развития обучающихся с такими нарушениями, формирование практических умений проведения психолого-педагогического изучения обучающихся;

— наличие представлений о своеобразии психофизического развития обучающихся;

— понимание цели образования данной группы обучающихся как развития необходимых для жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих достичь максимально возможной самостоятельности и самореализации в повседневной жизни;

— учет индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей ребенка при определении содержания и методов коррекционной работы;

— способность к разработке специальных индивидуальных образовательных программ, к адекватной оценке достижений в развитии и обучении обучающихся;

— наличие представлений о специфике «обходных путей», необходимых для обеспечения развития и обучения обучающихся с различным сочетанием первичных нарушений;

— активное участие в специальной организации жизни ребенка в условиях дома и образовательной организации, позволяющей планомерно расширять его жизненный опыт и социальные контакты;

— определение содержания психолого-педагогического сопровождения обучающихся в семье, понимание наиболее эффективных путей его организации;

— умение организовывать взаимодействие обучающихся друг с другом и с взрослыми, расширять круг общения, обеспечивая выход обучающегося за пределы семьи и образовательной организации;

— наличие творческого отношения к педагогической деятельности по образованию обучающихся данной группы, способности к поискам инновационных и нетрадиционных методов развития обучающихся, внедрению новых технологий развития и образования;

— наличие способности к общению и проведению консультативно-методической работы с родителями обучающихся;

— владение навыками профессионального ухода, предусматривающими уважительное отношение (с эмпатией) к ребенку, вызывающее у него доверие и желание взаимодействовать с взрослым;

— наличие способности к работе в условиях междисциплинарной команды специалистов.

Финансовые условия реализации АООП

Финансовое обеспечение реализации АООП (вариант 6.4) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата опирается на исполнение расходных обязательств, обеспечивающих конституционное право граждан на общедоступное получение бесплатного общего образования. Объём действующих расходных обязательств отражается в задании учредителя по оказанию государственных (муниципальных) образовательных услуг в соответствии с требованиями ФГОС общего образования.

Финансово-экономическое обеспечение образования осуществляется на основании  п.2 ст. 99 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Финансовые условия реализации АООП (вариант 6.4)  обеспечивают  возможность исполнения требований стандарта,   реализацию обязательной части адаптированной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса, отражают структуру и объем расходов, необходимых для реализации адаптированной программы и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

Финансирование реализации АООП (вариант 6.4) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата осуществляет в объеме не ниже установленных нормативов финансирования государственного образовательного учреждения.

Структура расходов на образование включает:

1) Образование ребенка на основе учебного плана образовательной организации и СИОП.

2) Обеспечение сопровождения, ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в образовательной организации.

3) Консультирование родителей и членов семей по вопросам образования ребенка.

4) Обеспечение необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием и учебно-дидактическим материалом.

Финансово-экономическое обеспечение  установлено с учётом необходимости специальной индивидуальной поддержки обучающегося с нарушением опорно-двигательного аппарата.

Расчет объема подушевого финансирования общего образования обучающегося производится с учетом индивидуальных образовательных потребностей ребенка, зафиксированных в СИОП,  разработанной АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

Штатное расписание, соответственно и финансовое обеспечение АНО «ЦППМСП «Добрыня», определено с учетом индивидуального учебного плана. Воспитание, сопровождение, обеспечение ухода и присмотра за ребенком в период его нахождения в центре обеспечивается сопровождающими:  социальным работником, младшим воспитателем. Объем финансирования воспитания, сопровождения, обеспечения ухода и присмотра за ребенком рассчитывается исходя из количества времени, необходимого для обеспечения помощи ребенку на занятиях, в процессе ухода: кормления, одевания, раздевания, осуществления гигиенических процедур, а также в ходе внеурочной деятельности и при проведении свободного времени в  центре. Количество времени, необходимое на работу сопровождающих, определяется нормативными актами с учетом потребностей ребенка, отраженных в СИОП.

В целях обеспечения непрерывности и преемственности образовательного процесса в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня» и семьи предусматривается консультативная работа специалистов  с семьями обучающихся. Финансирование данной услуги планируется из расчета не менее одного часа в месяц по каждому предмету и курсу, включенным в СИОП.

Предусматривается финансирование для обеспечения необходимым учебным, информационно-техническим оборудованием, учебно-дидактическим материалом и другим оборудованием для организации образования обучающихся с учетом СИОП и ИПРА для детей-инвалидов.

АНО «ЦППМСП «Добрыня» привлекает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования, дополнительные финансовые средства за счет:

— предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательной организации услуг;

— добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

Материально-технические условия реализации адаптированной основной общеобразовательной программы

Материально-техническое обеспечение образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата отвечает как общим, так и особым образовательным потребностям данной группы обучающихся. В связи с этим, материально техническое обеспечение процесса освоения АООП и СИОП  соответствует специфическим требованиям стандарта к:

1) организации пространства;

2) организации временного режима обучения;

3) организации учебного места обучающихся;

4) техническим средствам обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию (ассистирующие средства и технологии);

5) специальным учебным и дидактическим материалам, отвечающим особым образовательным потребностям обучающихся;

6) условиям для организации обучения и взаимодействия специалистов, их сотрудничества с родителями (законными представителями) обучающихся;

7) информационно-методическому обеспечению образования.

Организация пространства

Пространство, в котором осуществляется образование обучающихся  соответствует общим требованиям, предъявляемым к образовательным организациям. Территория и здание центра  отвечает требованиям безбарьерной среды, осуществляется беспрепятственный доступ детей к центру и по его помещениям. В помещениях для обучающихся  предусмотрено специальное оборудование, позволяющее оптимизировать образовательный процесс, присмотр и уход за обучающимися, а также обеспечивающее максимально возможную самостоятельность в передвижении, коммуникации в осуществлении учебной деятельности. Помещения, включая санузлы позволяют ребенку беспрепятственно передвигаться. Это достигается с помощью установки пандусов, поручней, широких дверных проемов.

Организация временного режима обучения

Временной режим образования обучающихся (учебный год, учебная неделя, день) установлены в соответствии с законодательно закрепленными нормативами (ФЗ «Об образовании в РФ», СанПин, приказы Министерства образования и др.), а также локальными актами АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливается  с учетом особых образовательных потребностей ребенка, отраженных в СИОП, его готовности к нахождению в среде сверстников без родителей.

Учебный день включает в себя уроки, индивидуальные занятия, а также перерывы, время прогулки и процесс выполнения повседневных ритуалов (одевание / раздевание, туалет, умывание, прием пищи, отдых). Обучение и воспитание происходит как в ходе уроков / занятий, так и во время другой (внеурочной) деятельности обучающегося в течение учебного дня. Продолжительность специально организованного занятия / урока с обучающимися определяется с учетом возраста и психофизического состояния обучающегося.

Организация учебного места обучающегося

Учебное место обучающегося создано с учетом его индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей. Рабочее / учебное место ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата создается индивидуально с учетом его особых образовательных потребностей, а также сопутствующих нейросенсорных нарушений.

При организации учебного места учитывались возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти ребенка. Для создания оптимальных условий обучения организованы учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса  созданы   как   учебная зона, так и  места для отдыха и проведения свободного времени.

В связи с особенностью восприятия обучающихся предусмотрен  большой объема наглядного материала,  для размещения которого созданы специально оборудованные места:   магнитные доски, фланелеграфы и др.

Содержание образования обучающихся включает задачи, связанные с формированием навыков самообслуживания: одевание / раздевание, прием пищи, гигиенические навыки, которые формируются в процессе обыденной деятельности согласно распорядку дня. В связи с этим учебные места для формирования данных навыков  оснащены в соответствии с особенностями развития обучающихся (поручни, подставки, прорезиненные коврики и др.). В связи с тем, что среди обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата есть дети, которые себя не обслуживают и нуждаются в уходе, для осуществления таких гигиенических процедур, как: смена памперса, помывка тела и др. в санузлах  имеются   оборудованные поддоны.

 

Технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата к образованию (ассистирующие средства и технологии)

Успешному образованию обучающихся во многом способствуют технические средства, к которым относятся ассистирующие / вспомогательные технологии. Для достижения ребенком большей самостоятельности в передвижении, коммуникации и облегчения его доступа к образованию  используются вспомогательные средства и технологии с учетом степени и диапазона имеющихся у него двигательных нарушений: кресла-коляски, ходунки, вертикализаторы, приборы для альтернативной и дополнительной коммуникации, электронные адапторы, переключатели, специализированные компьютерные устройства. Такие технические средства обучения дают возможность удовлетворить особые образовательные потребности обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, способствуют мотивации учебной деятельности, позволяют получить качественные результат, даже когда возможности ребенка существенно ограничены. Особые образовательные потребности данного контингента детей вызывают необходимость специального подбора учебного и дидактического материала, позволяющего эффективно осуществлять процесс обучения по всем содержательным областям.