Положения об Адаптированных основных общеобразовательных программах образования

1.Общие положения

  • Настоящее положение об Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) (далее – АООП, Программа) разработано Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП  «Добрыня») в соответствии с:

— Федеральным  законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2014г. № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями);

— Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015  № 26  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15;

— Уставом  Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня».

1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения АООП.

1.3. АООП  разрабатывается самостоятельно Образовательным подразделением  АНО «ЦППМСП  «Добрыня».   

1.4. АООП  разрабатывается группой  педагогических работников под руководством заместителя Исполнительного директора, рассматривается и принимается на педагогическом совете, утверждается Исполнительным директором АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

1.5. Положение об АООП  вступает в силу с момента издания приказа Об утверждении Положения об Адаптированной основной общеобразовательной программе образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)      и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции.

 

  1. Структура адаптированной образовательной программы

2.1.Структура АООП   должна соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью» (интеллектуальными нарушениями) с учетом требований Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарашуниями)  и содержать три раздела:

целевой;

содержательный;

организационный.

2.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:

  • наименование Организации (полностью);
  • гриф принятия программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета);
  • гриф утверждения программы Исполнительным директором (с указанием даты и номера приказа);
  • полное наименование Программы с указанием категории детей, для которых она разработана;
  • сведения о разработчиках программы или руководителе (ФИО, должность, квалификационная категория (при наличии);
  • название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
  • год разработки рабочей программы.

2.3. Целевой раздел содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения  АООП  и систему оценок достижений обучающихся.

2.3.1. Пояснительная записка должна содержать:

-психолого-педагогическую характеристику особенностей развития данной категории детей,

— особые образовательные потребности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

— принципы и подходы к формированию Программы.

2.3.2. Планируемые результаты освоения АООП  детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести  должны отражать личностные и предметные результаты по учебным предметам и коррекционным курсам:

— речь и альтернативная коммуникация,

— математические представления,

— окружающий природный мир,

— человек,

— домоводство,

— музыка и движение,

— изобразительная деятельность,

— адаптивная физкультура,

— коррекционно-развивающие занятия,

— сенсорное развитие,

— предметно-практические действия,

— двигательное развитие,

— альтернативная коммуникация.

2.3.3. Система  оценки достижений обучающихся  устанавливает требования к результатам,  которые должны рассматриваться как возможные (примерные) и быть соразмерными с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся.  

2.4. Содержательный раздел должен содержать:

— программу формирования базовых учебных действий,

— программу учебных предметов,

— программу коррекционных курсов,

— программу нравственного развития,

— программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

— программу внеурочной деятельности,

— программу сотрудничества с семьей обучающегося.

2.4.1. Программа формирования базовых учебных действий должна быть направлена на формирование готовности детей к овладению содержанием Программы и решать поставленные  задачи.

 2.4.2. Программа учебных предметов должна содержать пояснительную записку, материально-техническое обеспечение и содержание  каждого предмета.

2.4.3. Программа  коррекционных курсов должна содержать пояснительную записку, материально-техническое обеспечение и содержание  каждого коррекционного курса.

2.4.4. Программа нравственного развития должна быть направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся,  включать  основные направления нравственного развития детей,  ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

2.4.5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа  жизни  должна быть нацелена на развитие стремления у обучающихся с  умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями  развития  вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе. Программа должна быть направлена на решение основных задач экологической культуры и здорового образа жизни.

2.4.6. Программа внеурочной деятельности должна отражать сущность, цели, задачи, основные организационные формы, направления внеурочной деятельности.

2.4.7. Программа сотрудничества с семьей обучающегося должна содержать основные задачи, направления деятельности и планируемые результаты.

2.5. Организационный раздел АООП  содержит:

— учебный план,

— систему условий реализации АООП образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2).

2.5.1. Учебный план должен определять рабочее время на изучение отдельных предметов, максимальный объем обязательной нагрузки. Раздел должен включать режим образовательного процесса.

2.5.2. Система условий реализации  Программы отражает кадровые, финансовые, материально-технические  условия реализации АООП, технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития к образованию.

2.6. Программа может иметь Приложения.

 

  1. Изменения и дополнения в АООП

3.1. АООП  может изменяться и дополняться по решению педагогического совета.

3.2. Основания для внесения изменений:

-обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования),

-предложения педагогических работников по результатам реализации Программы в текущем учебном году,

-обновление списка используемой литературы и методических пособий.

3.3. Дополнения и изменения в АООП  могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения Программа корректируются в виде новой редакции программы.

 

  1. Ответственность и контроль

4.1.Ответственность за полноту и качество реализации АООП  возлагается на педагогов Структурного Образовательного подразделения, реализующих  Программу.

4.2.Контроль над полнотой и качеством реализации Программы осуществляется администрацией АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

4.3.Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOОП  возлагается на заместителя Исполнительного директора Образовательного подразделения.

 

  1. Делопроизводство

5.1.  Адаптированная  основная   общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2)  хранится в  кабинете заместителя Исполнительного директора.

5.2. К Программе имеют доступ все педагогические работники и администрация Организации.

5.3. Программа  хранится 3 года после истечения срока ее действия.

1.Общие положения

  • Настоящее положение об Адаптированных основных общеобразовательных программах общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (АООП РАС), (вариант 8.4);  обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата  (АООП НОДА), (вариант 6.4); слепых обучающихся  (АООП С), (вариант 3.4)  (далее — Программы) разработано Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП  «Добрыня») в соответствии с:

— Федеральным  законом № 273-ФЗ  от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации»;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 19.12.2014г. № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (ФГОС);

— Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015  № 26  «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

— Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, одобренной решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15;

— Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, одобренной решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15;

— Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования слепых обучающихся, одобренной решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 22.12.2015 г. № 4/15;

— Уставом  Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня».

1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения Программ.

1.3. Программы  разрабатываются самостоятельно Образовательным подразделением  АНО «ЦППМСП  «Добрыня».  

1.4. Программы  разрабатываются группой  педагогических работников под руководством заместителя Исполнительного директора, рассматриваются и принимаются на педагогическом совете, утверждаются Исполнительным директором АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

1.5. Положение   вступает в силу с момента издания приказа  Об утверждении Положения об Адаптированных основных общеобразовательных программах общего образования для обучающихся с расстройствами аутистического спектра (АООП РАС),   (вариант 8.4); обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата  (АООП НОДА), (вариант 6.4); слепых обучающихся (АООП С), (вариант 3.4)      и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции.

 

  1. Структура адаптированных образовательных программ

2.1.Структура Программ должна  соответствовать требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  и содержать  три раздела:

целевой;

содержательный;

организационный.

2.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:

  • наименование Организации (полностью);
  • гриф принятия программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета);
  • гриф утверждения программы Исполнительным директором (с указанием даты и номера приказа);
  • полное наименование Программы с указанием категории детей, для которых она разработана;
  • сведения о разработчиках программы или руководителе (ФИО, должность, квалификационная категория (при наличии);
  • название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
  • год разработки рабочей программы.

2.3. Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации Программы, способы определения достижения этих целей  и содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения  Программы  и систему оценок достижений обучающихся.

2.3.1. Пояснительная записка должна раскрывать:

— цели реализации Программы;

— принципы и подходы к формированию Программы;

— общую характеристику Программы;

-психолого-педагогическую характеристику особенностей развития данной категории детей;

— особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2.3.2. Планируемые результаты освоения Программы  должны отражать личностные и предметные результаты по учебным предметам и коррекционным курсам. 

2.3.3. Система  оценки достижений обучающихся  устанавливает требования к результатам,  которые должны рассматриваться как возможные (примерные) и быть соразмерными с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. 

2.4. Содержательный раздел должен  содержать:

— программу формирования базовых учебных действий,

— программу учебных предметов,

— программу курсов коррекционно-развивающей области,

— программу нравственного развития,

— программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни,

— программу внеурочной деятельности,

— программу сотрудничества с семьей обучающегося.

2.4.1. Программа формирования базовых учебных действий должна быть  направлена на формирование готовности детей к овладению содержанием Программы и решать поставленные  задачи.

 2.4.2. Программа учебных предметов должна содержать пояснительную записку, материально-техническое обеспечение и содержание  каждого предмета.

2.4.3. Программа  коррекционных курсов должна содержать пояснительную записку, материально-техническое обеспечение и содержание  каждого коррекционного курса.

2.4.4. Программа нравственного развития должна быть направлена на обеспечение личностного и социокультурного развития обучающихся и  включать  основные направления нравственного развития детей,  ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества, общечеловеческие ценности в контексте формирования у обучающихся нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

2.4.5. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа  жизни должна быть  нацелена на развитие стремления у обучающихся вести здоровый образ жизни и бережно относиться к природе. Программа направлена на решение основных задач экологической культуры и здорового образа жизни.

2.4.6. Программа коррекционной работы

2.4.7. Программа внеурочной деятельности должна отражать сущность, цели, задачи, основные организационные формы, направления внеурочной деятельности.

2.4.8. Программа сотрудничества с семьей обучающегося должна содержать основные задачи, направления деятельности и планируемые результаты.

2.5. Организационный раздел  содержит:

— учебный план,

— систему условий реализации Программы образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра, с  нарушениями опорно-двигательного аппарата, слепых обучающихся.

2.5.1. Учебный план должен определять рабочее время на изучение отдельных предметов, максимальный объем обязательной нагрузки. Раздел должен включать режим образовательного процесса.

2.5.2. Система условий реализации  Программы отражает кадровые, финансовые, материально-технические  условия реализации Программы, технические средства обучения и обеспечения комфортного доступа обучающихся к образованию.

2.6. Программа может иметь Приложения.

 

  1. Изменения и дополнения в Программе

3.1. Программа  может изменяться и дополняться по решению педагогического совета.

3.2. Основания для внесения изменений:

-обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования),

-предложения педагогических работников по результатам реализации Программы в текущем учебном году,

-обновление списка используемой литературы и методических пособий.

3.3. Дополнения и изменения в Программу  могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения Программа корректируются в виде новой редакции программы.

 

  1. Ответственность и контроль

4.1.Ответственность за полноту и качество реализации Программы  возлагается на педагогов Структурного Образовательного подразделения, реализующих  Программу.

4.2.Контроль над полнотой и качеством реализации Программы осуществляется администрацией АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

4.3.Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации Программы  возлагается на заместителя Исполнительного директора Образовательного подразделения.

 

  1. Делопроизводство

5.1.  Адаптированные  основные   общеобразовательные программы хранятся в  кабинете заместителя Исполнительного директора.

5.2. К Программам имеют доступ все педагогические работники и администрация Организации.

5.3. Программа  хранится 3 года после истечения срока ее действия.