Учебный план общего образования для обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), ТМНР, нарушениями опорно-двигательного аппарата 1 дополнительного, 4, 7 классов на 2018-2019 учебный год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

  1. Общие положения

Учебный план в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня» является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов, максимальный объем обязательной нагрузки обучающихся.

Учебные планы АНО ЦППМСП  «Добрыня», реализующие Адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся  с умеренной, тяжелой и глубокой умственной  отсталости, (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития и Адаптированную основную общеобразовательную программу общего образование обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, формируются в соответствии:

— Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599 (далее — ФГОС обучающихся с интеллектуальными нарушениями);

— Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598;

— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015.

— Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 10.07.2015 г. № 26 Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам обучающихся с ОВЗ»;

— Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

— Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой начального общего образования обучающихся  с  нарушениями опорно-двигательного аппарата (вариант 6.4), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);

— Положением о специализированном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288;

— Уставом Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня». 

При формировании учебных планов для обучающихся  со сложной структурой дефекта учитываются нарушения, входящие в структуру дефекта (например, для обучающихся с расстройством аутистического спектра и  умственной отсталостью, для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственной отсталостью и другие).

Учебный план представлен 5 — летним сроком обучения: 1 дополнительный , 1-4 классы.

В учебном плане учтены интересы и возможности педагогического коллектива и обучающихся, ресурсные возможности организации.

В учебном плане представлены все предметы обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений в соответствии с вариантом 6.4 и  варианта  2. Обязательная часть включает  образовательных областей и соответствующие им   учебных предметов, а также коррекционно-развивающие занятия. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,  представлена  коррекционными курсами и внеурочной деятельностью.

Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, имеет ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете особых образовательных потребностей этой категории обучающихся.  

В соответствии с рекомендациями ЦПМПК для каждого ребенка, обучающийся в АНО «ЦППМСП  «Добрыня», составляется Специальная индивидуальная программа развития /Специальная индивидуальная образовательная программа,  где  указывается количество часов для конкретного ребенка. Учебный план следует считать  базовым, т.к. возможны изменения содержания в рамках заданных пожеланий родителей (законных представителей), но не противоречащие «Закону об образовании в РФ». Основным принципом организации обучения детей с проблемами здоровья является обеспечение щадящего режима проведения занятий. Содержание  обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающихся.

На первый план выдвигаются задачи, связанные с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Предполагаемое содержание коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей относится к пропедевтическому уровню образования. 

Это отражается в названии учебный предметов (вариант 2): речь и альтернативная коммуникация, математические представления,  окружающий социальный мир, человек, домоводство, окружающий социальный мир,  музыка и движение, адаптивная физкультура, сенсорное развитие, предметно-практические действия, коррекционно-развивающие занятия. 

Для развития личности обучающегося организуется внеурочная деятельность, направленная  на физическое, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

Для детей с умеренной,  тяжелой  и глубокой умственной отсталостью не может быть единого образовательного стандарта, так как возможности в развитии, коррекции и адаптации каждого ребенка строго индивидуальны. Речь может идти о системе коррекционной работы с данной группой обучающихся, направленной на  личностное развитие каждого учащегося, его потенциальных возможностей и способностей.

Учебный план ежегодно утверждается на педагогическом совете.  

 

  1. Режим образовательного процесса

Образовательный процесс в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня» строится с учетом гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеурочной нагрузки в режиме пятидневной учебной недели.

Продолжительность учебного года  1 дополнительного и 1 класса составляет 33 недели, 4 и 7  классов —   34 недели.

Учебные занятия начинаются с 9 часов. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену,  для всех детей  организован  дневной  сон или отдых.

Обучение в первом (первом дополнительном) классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

— использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день до 35 минут каждый, с ноябре  по 4 урока до 35 минут каждый).

Со 2 класса уроки могут длиться до 40 минут. Конкретное время определяет учитель в зависимости от психофизического состояния детей (ребенка).

Продолжительность перемен между уроками составляет  10 минут, после 2  урока организуется  второй завтрак.  В оздоровительных целях, для удовлетворения биологических потребностей в движении после 3 урока проводится динамическая пауза продолжительностью 20 минут. 

Процесс обучения по предметам и коррекционным курсам организуется в форме занятия. Педагог проводит его для состава всего класса, для подгруппы обучающихся, а также индивидуально. Продолжительность индивидуальных занятий не должна превышать  25 минут, фронтальных  групповых и подгрупповых  занятий – не более 35 минут. В учебном плане устанавливается количество учебных часов по предметам обучения на единицу обучающихся. Единицей обучающихся считается: один ученик  (индивидуальная работа), подгруппа (2-3 обучающихся), класс (все обучающиеся класса).

Коррекционные курсы чаще реализуются в форме индивидуальных и подгрупповых занятий. 

В качестве организационного механизма реализации учебной  деятельности в АНО «ЦППМСП «Добрыня» используется  несколько учебных планов, которые ежегодно корректируются.

Нормативный срок освоения образовательных программ общего образования начального уровня может быть увеличен по рекомендации   психолого — медико — педагогической комиссии.

 

  1. Особенности учебного плана

Учебный план позволяет определить основные направления образования и задачи коррекционного развития детей  школьного возраста.

Особенности развития учащихся, связанные с основным заболеванием в сочетании с различными социальными условиями, в которых воспитываются дети, затрудняют стандартизацию их образования, так как каждый обучающийся нуждается в специальных образовательных условиях. Это предполагает наличие для  детей:

— гибкого учебного плана, позволяющего учитывать специфику нарушений и особые образовательные потребности;

— разноуровневых программ;

— поддержку и развитие сложившегося уровня индивидуализации и вариативности образования;

— интегративное изучение отдельных дисциплин.

Основополагающим принципом организации учебного процесса является гибкость учебного плана, который разрабатывается на основе базисного учебного плана. Индивидуальный учебный план для каждого обучающегося должен быть основан на психолого-медико-педагогических рекомендациях. Предполагается согласование индивидуального образовательного маршрута обучающегося с его родителями или лицами, их заменяющими.

Возможно изменение учебного плана как в сторону уменьшения количества часов в неделю, так и в сторону их увеличения, что связано с особенностями развития обучающихся, с характером протекания заболевания.

Содержание обучения направлено на социализацию, коррекцию личности и познавательных возможностей обучающихся, совершенствование качества  жизни обучающихся. На первый план выдвигаются задачи, связанные  с приобретением элементарных знаний, формированием практических общеучебных знаний и навыков, обеспечивающих относительную  самостоятельность детей в быту, их социальную адаптацию, а также развитие социально значимых качеств личности.

Содержание обучения в 1 дополнительном  классе имеет пропедевтическую направленность, позволяющую:

-сформировать у обучающихся физическую, социально-личностную, коммуникативную и интеллектуальную готовность к освоению АООП,

— сформировать готовность к участию в систематических учебных занятиях, в разных формах группового и индивидуального взаимодействия с педагогом и сверстниками в урочное и внеурочное время,

— обогатить знаниями обучающихся о социальном и природном мире, опытом в доступных видах детской деятельности.  

 

  1. Предметы, входящие в основную нагрузку

Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.  Обязательная часть отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования:

— формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающихся, а также его интеграцию в социальное окружение,

— формирование основ духовно-нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям,

— формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстренных ситуациях.

1 дополнительный класс

Вариант 2 (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями) 

Обязательная часть  состоит из 5 образовательных областей и коррекционно-развивающий занятий и включает в себя следующие предметные области и учебные предметы:

  1. Язык и речевая практика — речь и альтернативная коммуникация.
  2. Математика — математические представления.
  3. Окружающий мир — окружающий природный мир, человек, окружающий социальный мир.
  4. Искусство — музыка и движение, изобразительная деятельность.
  5. Физическая культура — адаптивная физкультура.
  6. Коррекционно-развивающие занятия.

Вариант 6.4 (для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата)

Обязательная часть состоит из 7 образовательных областей и включает в себя следующие предметные области и учебные предметы:

  1. Язык и речевая практика –общение и чтение, письмо.
  2. Математика — математические представления.
  3. Естествознание — развитие речи и окружающий природный мир.
  4. Человек – жизнедеятельность человека, самообслуживание (программу учебного предмета «самообслуживание» осваивают дети в течение всего дня при организации режимных моментов)
  5. Искусство – музыка, изобразительное искусство.
  6. Технология- предметные  действия.
  7. Физическая культура — адаптивная физическая культура.

  4 класс VIII вида

  1. Изобразительное искусство
  2. Музыка и пение
  3. Физкультура
  4. Трудовое обучение

7 класс VIII вида

  1. Изобразительное искусство
  2. Музыка и пение
  3. Физкультура
  4. Часть, формируемая участниками образовательных отношений

Эта часть включает в себя коррекционные курсы, закрепленные в требованиях ФГОС  и внеурочную деятельность.

Коррекционные курсы для варианта 2

  1. Сенсорное развитие
  2. Предметно-практические действия
  3. Двигательное развитие
  4. Альтернативная коммуникация
  5. Психокоррекция
  6. Драматизация/сказкотерапия

Коррекционные курсы для варианта 6.4  

  1. Сенсорное развитие
  2. Двигательное развитие
  3. Альтернативная коммуникация
  4. Предметно-практические действия
  5. Психокоррекция
  6. Драматизация/сказкотерапия

Коррекционные курсы для 4 класса VIII вида

  1. Развитие психомоторных и сенсорных процессов
  2. Логопедические занятия
  3. Ритмика
  4. Коррекционные занятия

Коррекционные курсы для 7 класса VIII вида

  1. Коррекционные занятия
  2. Социально-бытовая ориентировка
  3. Логопедические занятия

Коррекционные курсы  проводятся учителем – дефектологом, учителем-логопедом,   педагогом-психологом.

Приоритетными направлениями коррекционно-развивающей работы являются:

— укрепление и охрана здоровья, физическое развития детей;

— формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений, простейших гигиенических навыков;

— включение учащихся в домашний, хозяйственный, прикладной труд;

— расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, адекватного поведения, знаний о себе, о других людях, о микросоциальном окружении;

— формирование основ безопасной жизнедеятельности.

Коррекционно-развивающие занятия строятся на основе предметно-практической деятельности детей, осуществляются педагогом  через систему специальных упражнений и адаптационно-компенсаторных технологий, включают большое количество игровых и занимательных моментов.

Коррекционная работа  проводится в виде фронтальных, индивидуальных, групповых занятий; продолжительность занятий и перемен, чередование занятий определяются учителем, исходя из психофизических особенностей и возможностей, эмоционального состояния детей, но не противоречащих СанПиН.

Внеурочная деятельность направлена на создание условий для достижения обучающимися с интеллектуальными нарушениями планируемых результатов Адаптированной основной общеобразовательной программы.  Внеурочная деятельность организуется  по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное,  социальное творчество, художественное творчество, общекультурное,  спортивно-оздоровительное.

Количество занятий внеурочной   деятельности  для каждого обучающегося определяется индивидуально, в соответствии с психофизическими особенностями и запросом родителей.

Единицей обучающихся считается: один ученик  (индивидуальная работа), подгруппа (2-3 обучающихся), класс/группа  (все обучающиеся класса/группы).

 

 

 

 

 

Варианты учебных планов

  1. Примерный учебный план на 2018-2019 учебный год Вариант 2, 6.4

 

Предметная область                Класс

 

Учебный

предмет

Количество часов в неделю Всего в год
1 доп./ подготов.  
Обязательная часть
Язык и речевая практика Речь и альтернативная коммуникация

 

2 (1+1)  / 1 66 / 33
Общение и чтение, письмо -/1(инд.) — / 33
Математика Математические представления 2 (1+1) / 2(1+1) 66 / 66
Окружающий мир Окружающий природный мир 1 /1 33 / 33
  Человек 1/1 33 /  33
       Самообслуживание -/*  
Окружающий социальный мир 1/1 33 / 33
Искусство Музыка и движение 2/2 66  / 66
Изобразительная деятельность 2/2 66  / 66
Физическая культура Адаптивная физкультура 2/2 66  / 66
Коррекционно-развивающие занятия 1/1 33  / 33
ИТОГО: 14 462 / 462
Максимально допустимая недельная нагрузка 20 660 /660
 
Сенсорное развитие 2 (1+1)  / 2 (1+1) 66 /66
Предметно-практические действия 2 (1+1) / 2 (1+1) 66 /66
Двигательное развитие 1 / 1 33 / 33
Драматизация/сказкотерапия 1 / 1 33 / 33
Психокоррекция 2 (инд.) / 2 (инд.) 66 /66
ИТОГО: 8 264 / 264

 

* программу учебного  предмета «самообслуживание» осваивают дети в течение всего дня при организации режимных моментов.

 

 

 

 

 

 

  1. Примерный учебный план для обучающихся VIII  вида  на 2018-2019

 

 

Общеобразовательная область                Класс

 

 

Количество часов в неделю Всего в год
4 класс 7 класс  
Общеобразовательные  курсы
Искусство Музыка и пение 1 1 68
Изобразительное  искусство 1 1 68
Физкультура 2 2 136
Трудовая подготовка
Трудовое обучение 2   68
                Коррекционная подготовка
Коррекционные курсы СБО 2 68
Ритмика 1   34
Обязательные инд. и групповые кор. занятия   2 1 102
Коррекционные индивидуальные и групповые  занятия Логопедические занятия 2 2 136
Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов 2   68
ИТОГО: 13 9 748
Максимально допустимая недельная нагрузка 28 37 1036
           

 

Коррекционные занятии проводятся 15-20 минут