1.Общие положения
- Настоящее Положение об Адаптированных основных образовательных программах дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (АООП ДО РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (АООП ДО НОДА), задержкой психического развития (АООП ДО ЗПР) (далее – АООП ДО, Программы) разработано Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП «Добрыня») в соответствии:
— с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
— с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1014;
— с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2/15;
— с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26);
— с Уставом Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня».
1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения АООП ДО.
1.3. АООП ДО разрабатываются самостоятельно Образовательным подразделением АНО «ЦППМСП «Добрыня» с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой;
Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П., Зарина А.П., Соколовой Н.Д.; Программы ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки».
1.4. АООП ДО разрабатывается группой педагогических работников под руководством заместителя Исполнительного директора, рассматривается и принимается на педагогическом совете, утверждается Исполнительным директором АНО «ЦППМСП «Добрыня».
1.5.Положение об АООП ДО вступает в силу с момента издания приказа Об утверждении Положения об Адаптированных основных образовательных программах дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (АООП ДО РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (АООП ДО НОДА), задержкой психического развития (АООП ДО ЗПР) АНО «ЦППМСП «Добрыня» и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции.
- Структура Адаптированных основных образовательных программ
2.1.Структура АООП ДО должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы дошкольного образования и содержать четыре раздела:
целевой;
содержательный;
организационный:
дополнительный.
2.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:
- наименование Организации (полностью);
- гриф принятия программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета);
- гриф утверждения программы Исполнительным директором (с указанием даты и номера приказа);
- полное наименование АООП ДО с указанием категории детей, для которых она разработана;
- сведения о разработчиках программы или руководителе (ФИО, должность);
- название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
- год разработки рабочей программы.
2.3. Целевой раздел содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения АООП ДО и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
2.3.1. Пояснительная записка должна содержать:
цели и задачи реализации АООП ДО;
принципы и подходы к формированию Программы;
характеристику особенностей развития детей.
2.3.2. Планируемые результаты освоения АООП ДО детей должны отражать целевые ориентиры на момент завершения дошкольного образования с учетом реализуемой программы коррекционно-развивающей направленности и систему оценки результатов освоения программы.
2.3.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает планируемые результаты парциальных программ по различным направлениям.
2.4. Содержательный раздел должен содержать:
— характеристику образовательных областей,
— основные направления деятельности по внедрению регионального компонента,
— описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы,
— особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников,
— коррекционно-развивающую деятельность.
2.4.1. Характеристика образовательных областей должна содержать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
2.4.2. Основные направления деятельности по внедрению регионального компонента предполагают описание непосредственного окружения АНО «ЦППМСП «Добрыня»: традиционные праздники и мероприятия, экскурсии, организация летнего оздоровительного периода и др.
2.4.3. Описание вариативных форм, способов и средств реализации программы должно содержать различные коррекционные технологии, способствующие сглаживанию нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями, а так же основные методы мотивации и стимуляции деятельности детей.
2.4.4. Особенности взаимодействия коллектива АНО «ЦППМСП «Добрыня» с семьями воспитанников предполагают различные формы сотрудничества по оказанию коррекционной помощи.
2.4.5. Коррекционно-развивающая деятельность раскрывает особенности организации коррекционного процесса учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
2.5. Организационный раздел АООП ДО содержит:
-специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей данных категорий групп;
-организацию развивающей предметно-пространственной среды с учетом особенностей детей;
— материально-техническое обеспечение Программы;
— кадровые условия реализации Программы;
— режим и распорядок дня;
— часть, формируемую участниками образовательных отношений;
— перечень нормативных и нормативно-методических документов.
2.5.1. Специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей с РАС, НОДА, ЗПР, предполагают оптимальное взаимодействие специалистов разного профиля, формы и особенности организации коррекционно-развивающей работы, ведущие принципы организации деятельности, создание безбарьерной среды.
2.5.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды должна отражать основные принципы создания среды.
2.5.3. Материально-техническое обеспечение Программы должно отражать оснащение помещений и перечень базовых видов деятельности в каждом помещении.
2.5.4. Кадровые условия реализации Программы должны отражать укомплектованность квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.
2.5.5. Режим дня предполагает:
— определение вариативных режимов дня,
— определение временных рамок того или иного режимного процесса и алгоритм их чередования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями развития нетипичных детей,
— составление распорядок дня и сетки занятий,
— взаимодействие взрослых с детьми в различных видах деятельности.
2.5.6. Часть, формируемую участниками образовательных отношений должна содержать этапы реализации или направления деятельности вариативных Программ.
2.5.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов должен содержать обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания детей данных нозологических групп.
2.6. Дополнительный раздел содержит краткую презентацию АООП ДО, которая может включать цели и задачи реализации Программы, виды и формы детской деятельности, кадровый потенциал, наличие помещений, формы работы с родителями.
2.7. Программа может иметь Приложения.
- Изменения и дополнения в АООП ДО
3.1. АООП ДО может изменяться и дополняться по решению педагогического совета.
3.2. Основания для внесения изменений:
-обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования),
-предложения педагогических работников по результатам реализации Программы в текущем учебном году,
-обновление списка используемой литературы и методических пособий.
3.3. Дополнения и изменения в АООП ДО могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения Программа корректируются в виде новой редакции программы.
- Ответственность и контроль
4.1.Ответственность за полноту и качество реализации АООП ДО возлагается на педагогов Структурного Образовательного подразделения, реализующих Программу.
4.2. Контроль над полнотой и качеством реализации Программ осуществляется администрацией АНО «ЦППМСП «Добрыня».
4.3. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AООП ДО возлагается на заместителя Исполнительного директора Образовательного подразделения.
- Делопроизводство
5.1. Адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования хранятся в кабинете заместителя Исполнительного директора.
5.2. К Программе имеют доступ все педагогические работники и администрация Организации.
5.3. Программы хранятся 3 года после истечения срока ее действия.