Аннотация к рабочей программе для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

Аннотация к рабочей программе для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Развитие и коррекция эмоциональной сферы.

 

Программу составил Педагог-психолог Гейбух Анна Анатольевна
Срок реализации 2 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушением интеллекта / под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой

— программа эмоционального развития детей дошкольного возраста Крюковой С.В., Слободане Н.П. «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» , а также программы психолога – педагогических занятий для младших дошкольников под ред. Н.Ю.Куражевой «Цветик – семицветик».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Дети от 1,5 до 3 лет в форме индивидуальных занятий (2-3 раза в неделю), дети от 3 – 8 лет с интеллектуальными нарушениями, заболеваниями опорно – двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями в режиме постоянного пребывания.
Цели реализации программы Создание условий для естественного, психологического развития ребенка. Предлагаемая программа позволяет детям легче адаптироваться в группе, создаёт безопасное пространство для общения, объединяет детей совместной деятельностью, способствует повышению уверенности в своих силах, появлению сплочённости.
Методы психокоррекции §   Психологические упражнения

§   Беседы

§   Пиктограммы

§   Этюды

§   Сказкотерапия

§   Игротерапия

§   Песочная терапия

§   Психогимнастика

§   Релаксация

Прогнозируемый результат ·          Выражать свои эмоции, наблюдения и эмоциональные переживания в речевых высказываниях

·          Развивать навыки социального поведения

·          Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности

·          Формировать позитивное отношение к своему «Я»

·          Распознавать эмоциональное состояние других людей

·          Демонстрировать эмоционально-мимические реакции на ласковое обращение взрослого

·          Давать  положительный эмоциональный отклик на появление близких, знакомых взрослых

·          Пользоваться невербальными средствами коммуникации

·          Проявлять интерес к окружающему

·          Совершать адекватные действия с игрушками и предметами

·          Осуществлять выбор заданной пиктограммы (настроения) из 2-3

·          Уметь соотносить графическое изображение эмоций с фотографией, рисунком

·          Положительно эмоционально откликаться на обращение взрослого

·          Сопровождать знакомую потешку отдельными словами или жестами

·          Слушать и проявляет интерес к речевым высказываниям взрослого, потешкам, песенкам

·          Демонстрировать готовность к совместным действиям со взрослым: принимает помощь, разрешает дотрагиваться до себя, выполняет совместные действия со взрослым.

 

 

Аннотация к парциальной программе для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Психолого – педагогическое сопровождение процесса адаптации

 

Программу составил Педагог-психолог Гейбух Анна Анатольевна
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью /под ред.   Баряевой  Л.Б., Гаврилушкиной О.П.

— Адаптированной основной образовательной программой  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня»

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, взаимодействие с семьей, материально – техническое обеспечение, приложения (анкетирование)
Целевая группа Дети от 1,5 до 3 лет в форме индивидуальных занятий (2-3 раза в неделю), дети от 3 – 8 лет с интеллектуальными нарушениями, заболеваниями опорно – двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями в режиме постоянного пребывания.
Цели реализации программы Целью психологического — педагогического сопровождения является создание оптимально комфортных условий, способствующих охране и укреплению психологического здоровья детей с интеллектуальными нарушениями в  изменившихся условиях, обеспечение их физического, эмоционального и социального благополучия в процессе адаптации.
Задачи программы 1. Формирование у детей доверительных взаимоотношений с новым взрослым.

2. Обеспечение индивидуального подхода к воспитанникам.

3. Создание положительного эмоционально комфортного климата пребывания ребенка в АНО «ЦППМСП «Добрыня».

4. Развитие навыков взаимодействия со взрослыми (воспитатель, психолог)

5. Помощь каждому из детей в установлении контакта со сверстниками с учетом возрастных и индивидуальных возможностей.

 6. Психолого — педагогическое просвещение родителей по вопросам организации жизнедеятельности ребенка в АНО «ЦППМСП «Добрыня» и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, воспитания и укрепления здоровья у детей.

7. Формирование у ребенка положительного отношения к окружающей действительности на основе активной познавательной и игровой деятельности.

Взаимодействие с семьей Принципы работы с родителями:

·         единый подход к процессу воспитания;

·         целенаправленность;

·         систематичность, плановость;

·         дифференцированный подход к работе с родителями с учётом особенностей каждой семьи;

·         уважение и доброжелательность друг к другу;

·         доброжелательность;

·         открытость.

 Методы изучения семьи:

·         беседа;

·         наблюдение;

·         наглядная информация;

·         консультации;

·         анкетирование;

·         опрос и др.

Формы работы с родителями: общие (групповые) родительские   собрания; совместные праздники, общие утренники; знакомство с успехами, достижениями ребенка; психолого — педагогические беседы с родителями; консультации; индивидуальные задания.

 

Аннотация к рабочей программе разновозрастной группы детей старшего дошкольного возраста (5 до 7 (8) лет) с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Ознакомление с окружающим миром, конструктивно-модельная деятельность, формирование санитарно-гигиенических  и элементарных трудовых навыков, игровая деятельность, ознакомление с  художественной литературой.

 

Программу составили Матвеева Светлана Анатольевна – воспитатель

Дрантусова Елена Петровна – воспитатель 1 категории

Срок реализации 2 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»  Баряевой Л. Б., Гавришкиной О. П.,

Программа Коррекционно-развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Численность старшей разновозрастной группы – 13 человек (4 девочки, 9 мальчиков). Группа  делится на две подгруппы:

В первую подгруппу входят дети:

— в первую  подгруппу входят дети с интеллектуальными  нарушениями  при расстройстве аутистического спектра и  болезни Дауна;

— во вторую подгруппу входят дети с  интеллектуальными нарушениями при ДЦП, смешанными специфическими нарушениями  психического  развития.

Цели реализации программы подготовка детей к обучению в коррекционной и общеобразовательной школе.
Прогнозируемый результат Самообслуживание:

Не крошить хлеб.

Пользоваться салфеткой.

Убирать посуду после еды.

Снять рубашку.

Снять колготки.

Застегнуть «липучки» на обуви.

Надевать одежду в обратной последовательности.

Замечать неполадки в одежде.

Брать мыло и намыливать до появления пены.

Смывать мыло водой.                                       

Аккуратно вешать полотенце в свою ячейку.

Сообщать о посещении туалета.

Пользоваться туалетной бумагой.

Игровая деятельность:

Выполнять простые игровые действия с игрушкой.

Выполнять последовательную цепочку игровых действий совместно со взрослым.

Играть рядом, не мешая друг другу.

Проявлять интерес к подвижным играм.

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с окружающим:

Показывать части тела и лица.

Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи,  транспорта.

Знать имена членов своей семьи и персонала группы.

Определять два времени года: зиму и лето.

Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать  растения, кормить птиц и т. и.

Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).

Конструктивно-модельная деятельность:

Продолжать учить детей сооружать элементарные постройки по образцу.

Способствовать пониманию пространственных соотношений.

Учить пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей).

Продолжать знакомить детей с деталями (кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения строительных форм на плоскости.

Различать основные формы деталей строительного материала.

С помощью взрослого сооружать разнообразные постройки, используя большинство форм.

Разворачивать игру вокруг собственной постройки.

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Художественная литература

Слушать стихи, сказки, рассказы.

При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.

Читать стихи с помощью взрослого (А. Барто из цикла – «Игрушки» и др.).

Взаимодействие с семьей Взаимодействие  семьи и  группы строится на результатах изучения семьи.

В основу совместной деятельности семьи и группы заложены следующие принципы:

·         единый подход к процессу воспитания ребёнка;

·         открытость  группы для родителей;

·         взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

·         уважение и доброжелательность друг к другу;

·         дифференцированный подход к каждой семье;

Задачи:

1.      Формирование психолого- педагогических знаний родителей.

2.      Приобщение родителей к участию  в жизни группы.

3.      Оказание педагогической помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

·         ознакомление родителей с результатами работы группы на родительских собраниях;

·         ознакомление родителей с содержанием работы  группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

·         обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях и открытых занятиях.

 

 

Аннотация к рабочей программе для детей от 3 до 5 лет с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Самообслуживание, игровая деятельность, ознакомление

с окружающим, конструктивно-модельная деятельность.

 

Программу составили Гончарова Оксана Николаевна — воспитатель 1  категории

Романова Валентина Васильевна — воспитатель

Срок реализации 2 года
Нормативно – правовая документация Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Детей условно можно разделить на две подгруппы:

·         дети с синдромом Дауна;

·         дети с интеллектуальными нарушениями различной степени выраженности.

Цели реализации программы Формирование жизненно необходимых для данного возрастного этапа навыков самообслуживания и элементарных трудовых навыков, способствующих формированию базовых основ культуры личности и подготовки ребенка с интеллектуальными нарушениями к самостоятельной жизни в современном обществе.
Методы и приемы Индивидуальный подход;  создание развивающей среды; пошаговые действия; многократные практические упражнения; вовлечение в работу всех анализаторов; использование игровой ситуации; использование алгоритма; сравнение; работа по образцу.
Прогнозируемый результат Навыки самообслуживания:

Личная гигиена, приём пищи, посещение  туалета

— мыть руки с мылом с помощью взрослого;

— пытаться вытирать руки полотенцем насухо, с незначительной помощью взрослого;

— пить из чашки (половину порции) самостоятельно;

— есть ложкой с незначительной помощью взрослого;

— пользоваться туалетом в определённые режимные моменты, с незначительной помощью взрослого;

— сообщать о своих потребностях, словом, жестом;

— вытирать рот салфеткой.

              Одевание и раздевание

— снимать некоторые предметы одежды (обувь) самостоятельно;

— рассматривать себя (одежду, внешний вид);

— выполнять поручения, откликаться на просьбы;

— понимать названные предметы одежды;

— исправлять недостатки во внешнем виде;

— взаимодействовать в процессе одевания (помогать друг другу);

-знать предметы одежды;

— класть одежду в указанное место.

            Трудовое воспитание

— убирать предметы и игрушки в нужное место

— снимать одежду и складывать её на стульчик

— снимать сменную обувь и ставить её в шкафчик

Игровая деятельность:

— продолжать проявлять эмоциональный интерес к игрушкам и действиям с ними;

— подражать взрослому в игре;

— продолжать участвовать в обыгрывании потешек, песенок стихов с более сложным содержанием;

— сопровождать речью (жестом) свои действия в игре;

— играть небольшими группами под руководством взрослого;

— строить простые постройки, обыгрывать их вместе со взрослым;

— продолжать играть с куклой (кормить, одевать, укладывать спать, катать на машине).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с окружающим:

— ориентировать в окружающей обстановке;

— знать и показывать (называть) предметы окружающей действительности (игрушки, посуда, одежда, мебель и т.д.), различать их;

— знать строения тела и его части;

— откликаться на своё имя, знать имена детей в группе, (показывать на того, о ком спрашивают);

— знать и показывать животных, воспроизводить звукоподражание;

— различать фрукты и овощи, группировать их.

Конструктивно-модельная деятельность:

— знать и показывать (называть) кубик, кирпичик;

— строить башенку из 3-4 кубиков, обыгрывать постройку;

— строить дорожку из 3-4 кирпичиков, обыгрывать постройку;

— располагать кирпичики вертикально — «Заборчик», «Ворота»;

— добавлять в постройку другие детали (цилиндр);

-строить низкую и высокую башенку, короткий и длинный поезд;

— строить стульчик, обыгрывать постройку, используя дополнительные игрушки;

— играть и строить постройки из «Лего»

» и др.).

Взаимодействие с семьей Взаимодействие  семьи и  группы строится на результатах изучения семьи.

В основу совместной деятельности семьи и группы заложены следующие принципы:

·         единый подход к процессу воспитания ребёнка;

·         открытость  группы для родителей;

·         взаимное доверие  во взаимоотношениях педагогов и родителей;

·         уважение и доброжелательность друг к другу;

·         дифференцированный подход к каждой семье;

Задачи:

4.      Формирование психолого- педагогических знаний родителей.

5.      Приобщение родителей к участию  в жизни группы.

6.      Оказание педагогической помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей.

Система  взаимодействия  с родителями  включает:

·         ознакомление родителей с результатами работы группы на родительских собраниях;

·         ознакомление родителей с содержанием работы  группы, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;

·         обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на консультациях и открытых занятиях.

 

 

Аннотация к рабочей программе для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Коррекция и развитие познавательной сферы (сенсорное развитие, элементарные математические представления)

 

Программу составил Учитель-дефектолог 1 категории Евглевская Ирина Николаевна
Срок реализации 4 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушением интеллекта / под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Дети от 3 – 7 лет с интеллектуальными нарушениями, заболеваниями опорно – двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями в режиме постоянного пребывания.
Цели реализации программы Коррекция познавательной сферы у детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями различной степени выраженности.
Задачи ·         учить узнавать, называть, знать значение предметов, их качества и свойства,

·         развивать  зрительного восприятие и внимание,

·         формировать целостность  образа предмета,

·         развивать тактильно-двигательное восприятие,

·         формировать элементарные количественные представления.

Прогнозируемый результат Сенсорное воспитание:

·        передавать форму предмета после зрительно-двигательного обведения (круг, квадрат, овал);

·        производить сравнение предметов по форме и величине с использованием образца из двух-трех

     объектов, проверяя правильность выбора способом практического примеривания;

·         вычленять цвет как признак, отвлекаясь от назначения предмета, его формы и величины;

·         выбирать заданные объекты с дифференциацией соотношений высокий — низкий;

·        опознавать знакомый предмет по словесному описанию его признаков и качеств («Возьми желтое, круглое, сладкое, сочное»);

·        обследовать предметы с использованием зрительно-тактильного и зрительно-двигательного анализа;

узнавать бытовые шумы (по аудиозаписи): сигнал машины, звонок телефона, дверной звонок; шум ветра, шум дождя, шум водопада

Формирование элементарных количественных представлений

·        осуществлять количественный счёт в прямом и обратном порядке, счет от средних членов ряда, порядковый счет в пределах семи;

·        пересчитывать предметы и изображения предметов на картинках, расположенных в ряд, при разном их расположении; предметы и изображения предметов, имеющих различную величину, цвет, форму;

·        осуществлять преобразования множеств, предварительно проговаривая действие;

·        определять место числа в числовом ряду и отношения между смежными числами; решать задачи попредставлению и отвлеченно в пределах пяти;

·         измерять, отмеривать непрерывные множества, используя условную мерку; уметь использовать составные мерки.

знать цифры от нуля до пяти, соотносить их с числом предметов.

 

Аннотация к рабочей программе для детей дошкольного возраста от 3 до 7 (8) лет с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Музыкальная деятельность

 

Программу составил Музыкальный руководитель 1 категории Жукова Любовь.Васильевна
Срок реализации 4 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушением интеллекта / под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Дети от 3 – 7 (8) лет с интеллектуальными нарушениями, заболеваниями опорно – двигательного аппарата, расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями. Музыкальные занятия проводятся два раза в неделю. Продолжительность занятия зависит от количества детей в группе и их возраста, а также от уровня подготовленности к восприятию музыки, от 15 до 30 минут.
Методы и приемы Наглядные: показ, иллюстрация, рассматривание картин, демонстрация, обследование (зрительное, тактильное, слуховое, комбинированное).

Словесные: рассказ, беседа, объяснение,  чтение художественной  литературы, инструкция.

Приемы: подражание, показ, соотнесение, сравнение, подводящие движения, поглаживания, обнимания, рука в руке, по показу, по инструкции, введение в занятие игрушки (героя).

Прогнозируемый результат 1-й  год обучения:

— узнавать знакомые мелодии, прислушиваться к словам песни;

— выполнять простейшие танцевальные движения под музыку (ходить, бегать);

— эмоционально реагировать действием, жестом, словом на знакомые мелодии.

2-й  год обучения:

— внимательно слушать музыкальные произведения;

— согласовывать движения с началом и окончанием музыки, менять движения в соответствии с характером музыки;

— двигаться под музыку по кругу (по одному и парами);

— выполнять  элементарные движения с предметами;

— выполнять простейшие танцевальные движения под весёлую музыку;

— участвовать в подвижных музыкальных играх;

— участвовать в праздничных утренниках, развлечениях.

3-й  год обучения:

— воспроизводить несложный ритмический рисунок;

— различать голоса сверстников и узнавать их;

— выполнять плясовые движения под музыку;

— участвовать в коллективной игре на различных музыкальных инструментах.

4-й  год обучения:

— эмоционально реагировать на содержание знакомых музыкальных произведений;

-различать музыку различных жанров;

— знать музыкальные инструменты и подбирать с помощью взрослого тот или иной инструмент со звучанием, соответствующий характеру сказочного персонажа;

— выполнять отдельные танцевальные движения в паре с партнером – ребенком и взрослым.

 

 

Аннотация к рабочей программе для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

«Рисование нетрадиционными техниками»

Творческая мастерская

 

Программу составил Учитель-дефектолог Данченко Алла Николаевна
Срок реализации 4 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Работа в творческой мастерской проводится с детьми дошкольного возраста в форме совместной деятельности. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятия 20– 25 минут.
Цели реализации программы Знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Задачи 1-й год обучения

1. Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

2. Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

3. Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

4. Организовывать наблюдения в природе и уголке живой природы для уточ­нения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

2-й год обучения

1. Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и при­ёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств ху­дожественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

2. Сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще — кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке — топ-топ-топ!»).

3. Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами — проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные).

4. Продолжать знакомить детей с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые фор­мы).

3-й  год обучения

1.                  Поощрять интерес детей к изобразительной деятельности.

2. Расширять тематику детских работ в согласовании с содержанием раздела «Познавательное развитие»; поддерживать желание изображать знакомые бытовые и природные объекты (посуда, мебель, транспорт, овощи, фрукты, цветы, деревья, животные), а также явления природы (дождь, снегопад) и яркие события общественной жизни (праздники).

3. Обращать внимание детей на образную выразительность разных объектов в искусстве, природном и бытовом окружении (вещи, созданные руками на­родных умельцев, архитектурные сооружения, природные ландшафты, специально оформленные помещения, мебель, посуда, одежда, игрушки, кни­ги и т.п.)

4. Учить передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтаж­ный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный).

5. Знакомить с цветовой гаммой, с вариантами композиций и разным распо­ложением изображения на листе бумаги.

4-й год обучения

1. Развивать у детей способность передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).

2. Сочетать различные техники изобра­зительной деятельности  (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).

3. Создавать коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), учить согласовывать свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).

4.  В дидактических играх с художественным содержанием учить различать цветовые контрасты; предлагать размещать цвета по степени интенсивности (до 5 оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

5. Учить детей создавать образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест; учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие — для прорисовывания деталей, ритмичные — для рисования узоров); варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

Прогнозируемый результат 1-й год обучения

1. Владеет способами зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

2. Имеет представление о народной игрушке (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской). Эмоционально реагирует на мини-спектакли с участием народных игрушек.

3. Находит связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации.

4. Умеет наблюдать в природе для уточ­нения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

2-й год обучения

1. Освоил способы и при­ёмы изображения знакомых предметов на основе доступных средств ху­дожественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

2. Сопровождает движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик, чаще — кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке — топ-топ-топ!»);

3. Рисует карандашами и фломастерами — проводит линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкает их в формы (округлые и прямоугольные);

4. Владеет навыком рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые фор­мы).

3-й год обучения

1.                 Имеет интерес детей к изобразительной деятельности.

2.                 Умеет передавать характерные особенности изображаемых объектов (городской дом высокий, многоэтаж­ный, каменный, а деревенский низкий, одноэтажный, деревянный)

3.                 Имеет представление о  цветовой гамме, вариантах композиций и разным распо­ложением изображения на листе бумаги.

4.                 Умеет передавать одну и ту же форму или образ в разных техниках (изображать солнце, цветок, птичку в рисунке).

           4-й год обучения

1.                 Сочетает различные техники изобра­зительной деятельности  (например, сюжеты «Наш огород», «Наш аквариум»).

2.                 Создает коллективные работы («Золотая осень», «Цветные зонтики», «Муха-Цокотуха»), согласовывает свои действия с действиями других детей (под руководством взрослого).

3.                 Умеет различать цветовые контрасты; размещает цвета по степени интенсивности (до 5 оттенков), по порядку размещения цветов в радуге, на цветовой модели (спектральный круг), соблюдая переходы от одного цвета к другому.

4.                 Создает образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет; помогает воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест;  координирует  движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие — для прорисовывания деталей, ритмичные — для рисования узоров); варьирует формы, создает многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.

 

Аннотация к парциальной программе для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Логоритмика

 

Программу составил Учитель-логопед Шаповалова Любовь Леонидовна
Срок реализации 2 года
Нормативно – правовая документация Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Дети  дошкольного возраста, имеющие в анамнезе органическое поражение ЦНС, дети со сложной структурой дефекта, задержкой речевого и психомоторного развития. У этих детей отмечаются нарушения сенсорных и моторных функций в сочетании с  интеллектуальной недостаточностью и недоразвитием речи.
Цели реализации программы Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка посредством сочетания слова и движения.
Задачи К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, речевого дыхания, голоса, артикуляции,  а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств во всех видах моторной сферы.

В образовательные задачи входят знакомство с разнообразием движений, формирование двигательных навыков и умений, понятие о пространственной организации тела.

К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и особенного ритма движения, воспитание способности ритмично двигаться под музыку  и критически относиться к своим движениям и к речи.

К оздоровительным задачам относятся  укрепление и развитие костно-мышечного аппарата, развитие дыхания, развитие координации движений и моторных функций, воспитание правильной осанки, походки, развитие ловкости, силы, выносливости.

Прогнозируемый результат 1 ГОД ОБУЧЕНИЯ 

Реагирует на свое имя

Выполняет комплекс артикуляционных упражнений

Находить  игрушку по звукоподражанию ( ав-ав собака и др.)

Выполняет пальчиковые упражнения

Выполнять простые подражательные движения за логопедом по показу и инструкции  «Делай вместе»,«Делай как я»

Выполнение 1-2-ступенчатой инструкции

Выполнять комплекс дыхательных упражнений

Принимать участие в совместных музыкальных играх

Эмоционально взаимодействует со взрослым в простых играх на развитие речи «Сорока», «Ладушки» и др.)

2 ГОД ОБУЧЕНИЯ

 Выражает свои эмоции переживания в речевых высказываниях с помощью простых фраз, слов, жестов, мимики

Выполняет последовательную цепочку игровых действий совместно со взрослым

Узнает знакомые потешки

Выполняет пальчиковые упражнения

Выполнять комплекс дыхательных упражнений

Выполняет комплекс артикуляционных упражнений

Выполняет по образцу игровые движения в соответствии с текстом

Знает и произносит звукоподражания животным, птицам (в игровой деятельности) на логоритмических занятиях

Выполнять элементы упражнений, танцевальных движений

Инсценировать (совместно с воспитателем) песни, выразительно передавать игровые образы.

Выполняет действия по  инструкции логопеда

Играет на детских музыкальных инструментах

 

 

Аннотация к рабочей программе для разновозрастной группы детей старшего дошкольного возраста (5 до 7 (8) лет) с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Развитие графических навыков и подготовка руки к письму.

 

Программу составил Матвеева Светлана Анатольевна — воспитатель
Срок реализации 2 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»  Баряевой Л. Б., Гавришкиной О. П.,

Программа Коррекционно-развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Численность старшей разновозрастной группы – 13 человек (4 девочки, 9 мальчиков). Группа  делится на две подгруппы:

— в первую  подгруппу входят дети —  с интеллектуальными нарушениями  при расстройстве аутистического спектра и  болезни Дауна;

— во вторую подгруппу входят дети с  интеллектуальными нарушениями при ДЦП, смешанными специфическими нарушениями  психического  развития.

Цели реализации программы Подготовка детей к обучению в коррекционной и общеобразовательной школе.
Прогнозируемый результат Прогнозируемый результат 1 год обучения.

— выполнять пальчиковые упражнения,

— складывать разрезные картинки из 2-х частей,

— выполнять круговые движения карандашом,

— проводить плавную непрерывную линию, не отрывая карандаш от бумаги,

— брать мелкие предметы указательным типом хватания,

— соотносить движения с речевым сопровождением взрослого.

Прогнозируемый результат 2 год обучения.

— выполнять пальчиковые упражнения,

— выполнять действия с помощью жестов и мимики,

— узнавать контурные изображения,

— складывать разрезные картинки из 4-х частей,

— складывать из палочек простые предметы,

— выполнять круговые движения карандашом,

— проводить волнистые линии по контуру, не отрывая карандаша от бумаги,

— обводить пальцем и карандашом по контуру простые нарисованные предметы,

— проводить прямые непрерывные линии до определенной точки слева направо, сверху вниз,

— раскрашивать сюжетный рисунок разными карандашами, не выходя за контур,

— брать мелкие предметы указательным типом хватания,

— соотносить движения с речевым сопровождением взрослого.

 

Аннотация к рабочей программе для детей дошкольного возраста (младшего, среднего и старшего) с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Изобразительная деятельность

 

Программу составил Учитель-дефектолог Данченко Алла Николаевна
Срок реализации 4 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Цели реализации программы Знакомство детей с основами народного художественного творчества, формирование художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – образного восприятия действительности, развитие эстетических чувств и представлений, образного мышления и воображения.
Содержание предмета Лепка является первым, основополагающим видом занятий, необходимых для умственно отсталого ребенка на начальных этапах формирования изобразительной деятельности. Знакомясь с пластичными материалами (глиной, тестом, пластилином), ребенок усваивает способы передачи основных признаков предмета — формы и величины. При ощупывании предметов у детей формируются способы обследования предметов и выделения его формы. Внимание ребенка концентрируется на предмете, а выполняемые действия по обследованию предмета закрепляются в слове, сначала в пассивной, а затем и в активной речи ребенка.

Аппликация позволяет ребенку увидеть контур предмета, который затем ляжет в основу графического образа, служащего опорой для развития у ребенка изобразительных навыков, т.е. умения изобразить предмет той или иной формы. В ходе выполнения аппликаций также создаются условия для формирования целенаправленной деятельности и развития общих интеллектуальных умений.

Рисование воспитывает у детей эмоциональное отношение к миру. В ходе занятий по рисованию у детей развиваются восприятие, зрительно- двигательная координация, перцептивно-моторные умения и навыки, образная сфера в целом. На данных занятиях у детей формируются элементы учебной деятельности — умение принять задачу, удержать ее в ходе выполнения задания, произвести первичную элементарную самооценку. Систематические занятия рисованием способствуют нормализации поведения ребенка, наполняют смыслом его самостоятельную деятельность.

В целом продуктивные виды деятельности вносят существенный вклад в компенсацию первичных нарушений в структуре имеющихся у ребенка отклонений и в коррекцию вторичных недостатков, что, в свою очередь, положительно сказывается на развитии его личности, поведении и общении, социализации в целом.

 

Прогнозируемый результат Лепка

 Показатели развития к концу первого года обучения

Дети должны научиться:

— активно реагировать на предложение взрослого полепить;

— соотносить лепные поделки с реальными предметами;

— лепить по просьбе взрослого знакомые предметы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми и прямыми движениями (колбаску, баранку, колобок);

 — положительно относиться к результатам своей работы.

Показатели развития к концу второго года обучения

Дети должны научиться:

— лепить знакомые предметы круглой и овальной формы по просьбе взрослого, используя приемы вдавливания, сплющивания, прищипывания (овощи, фрукты, пирамидка из шаров);

— давать оценку результатам своей работы по наводящим вопросам взрослого, сравнивая ее с образцом, при этом пользоваться словами верно, неверно, такой, не такой;

— обыгрывать лепные поделки в свободной деятельности.

Показатели развития к концу третьего года обучения

Дети должны научиться:

— готовить рабочее место к выполнению лепных поделок;

— пользоваться доской для пластилина, нарукавниками, фартуками;

— соотносить выполненную поделку с реальными предметами;

— создавать по просьбе взрослого лепные поделки, выполняемые детьми в течение года, пользуясь приемами раскатывания, вдавливания, сплющивания, защипывания, оттягивания;

— лепить по предварительному замыслу;

— участвовать в выполнении коллективных лепных поделок;

— ориентироваться в последовательности выполнения работы;

— давать оценку своим работам и работам сверстников.

Показатели развития к концу четвертого года обучения

Дети должны научиться:

— обследовать предмет перед лепкой — ощупывать форму предмета;

— создавать лепные поделки отдельных предметов по образцу и играть с ними;

— передавать в лепных поделках основные свойства и отношения предметов (форма — круглый, овальный; цвет — белый, серый, красный, желтый, зеленый, оранжевый, черный, коричневый; размер — большой, средний, маленький, длинный, короткий; пространственные отношения — вверху, внизу, слева, справа;

— лепить предметы по образцу, словесной инструкции;

— давать элементарную оценку своей работе и работам сверстников;

— участвовать в создании коллективных лепных поделок.

Аппликация

Показатели развития к концу первого года обучения

Дети должны научиться:

— адекватно реагировать на предложение выполнить аппликацию, состоящую из одного предмета, наклеивать заготовку;

— соотносить аппликацию с реальными объектами;

— положительно относиться к результатам своей работы.

Показатели развития к концу второго года обучения

Дети должны научиться:

— наклеивать предмет по образцу, соотносить его с реальным объектом (фрукты или овощи);

— наклеивать аппликацию на контурный силуэт изображенного предмета;

— составлять и наклеивать по образцу предмет из двух частей, называть его (показывать);

—  по наводящим вопросам давать оценку результатам своей работы, сравнивая ее с образцом, пользуясь словами верно, неверно, такой, не такой.

Показатели развития к концу третьего года обучения

Дети должны научиться:

— готовить рабочее место к выполнению аппликации;

— самостоятельно работать с материалами, инструментами и приспособлениями для аппликации;

— выполнять знакомые аппликации по образцу, по речевой, инструкции;

-участвовать в выполнении коллективных аппликаций;

 — рассказывать (показывать) о последовательности выполнения работы;

 — давать оценку своим работам и работам сверстников.

Показатели развития к концу четвертого года обучения

Дети должны научиться:

— ориентироваться в пространстве листа бумаги, работая по образцу: вверху, внизу, посередине, слева, справа;

— правильно располагать рисунок на листе бумаги, ориентируясь на словесную инструкцию взрослого;

— выполнять аппликации по образцу-конструкции, по представлению и речевой инструкции взрослого;

— рассказывать о последовательности действий при выполнении работы;

— давать оценку своим работам и работам сверстников, сравнивая их с образцом, с наблюдаемым предметом или явлением.

Рисование

Показатели развития к концу первого года обучения

Дети должны научиться:

— адекватно реагировать на предложение взрослого порисовать, изображать знакомые предметы;

— обследовать предмет перед рисованием, обводить по контуру;

— проводить прямые, прерывистые, волнистые, закругленные линии различными изобразительными средствами;

—  соотносить рисунки с реальными объектами, называть их (показывать);

— положительно относиться к результатам своей работы.

Показатели развития к концу второго года обучения

Дети должны научиться:

— проявлять интерес к изобразительной деятельности, передавать в рисунках круглую и овальную форму, разную величину предметов;

— ориентироваться на листе бумаги: вверху, внизу;

— давать оценку результатам своей работы по наводящим вопросам взрослого, сравнивая ее с образцом;

— пользоваться словами верно, неверно, такой, не такой.

Показатели развития к концу третьего года обучения

Дети должны научиться:    

— выполнять рисунки по предварительному замыслу;

— участвовать в выполнении коллективных изображений, эмоционально реагировать на красивые сочетания цветов, подбор предметов в композициях, оригинальных изображениях;

— рассказывать о последовательности выполнения работы;

— давать оценку своим работам и работам сверстников.

 

Аннотация к парциальной программе для группы детей старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 (8) лет) с интеллектуальными нарушениями в условиях

 АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

«Театр как надежда»

Театральная студия

 

Программу составил Воспитатель 1 категории Дрантусова Елена Петровна
Срок реализации 2 года
Нормативно – правовая документация Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью  Баряевой Л. Б., Гавришкиной О. П.,Зарина А. ,П., Соколовой Н. Д

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Цели реализации программы  Вызвать у детей желание взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, включиться в исполнение по ролям песенок, коротких потешек, передавать движения, имитирующие  повадки птиц и зверей, стимулировать образно-игровые проявления  при использовании элементов костюмов персонажей, создать эмоционально — положительный фон, развивать умения управлять своими чувствами.
Задачи — социально- психологическая адаптация,

— формирование интереса к театрализованной деятельности,

— коррекция неадекватных моментов поведения,

— снижение уровня внутренней тревожности и агрессивности,

— повышение самооценки,

— развитие коммуникации (вербального и невербального общения),

— стабилизация социально-психологического климата в семье и коллективе,

— переживание разных эмоциональных состояний,

— развитие чувства эмпатии.

Прогнозируемый результат 1-й год обучения

Адекватно реагирует на совместную деятельность со взрослым.

Узнает и называет сказочных героев.

Находит и подает взрослому игровые атрибуты.

Выражает звукоподражаниями эмоциональное состояние персонажей.

Изменяет движения в соответствии с образом.

2 -й год обучения

Следит за происходящими событиями.

Эмоционально реагирует на происходящее.

Отображает цепочку игровых действий в соответствии с текстом.

«Удерживает» выбранную роль.

Соотносит игрушки, детали костюмов с игровой ситуацией.

 

Аннотация к рабочей программе для детей дошкольного возраста с интеллектуальными нарушениями

в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Коррекционно – развивающая логопедическая работа

 

 

Программу составил Учитель-логопед Шаповалова Любовь Леонидовна
Срок реализации 4 года
Нормативно – правовая документация Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Программа ранней педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Маленькие ступеньки» Мойра Питерси, Робин Трилор и  Программы коррекционного обучения и воспитания детей с  фонетико-фонематическим недоразвитием речи /Под ред.  Т.Б. Филичевой,  Г.В.Чиркиной.

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Целевая группа Дети  дошкольного возраста, имеющие в анамнезе органическое поражение ЦНС, дети со сложной структурой дефекта, задержкой речевого и психомоторного развития. У этих детей отмечаются нарушения сенсорных и моторных функций в сочетании с  интеллектуальной недостаточностью и недоразвитием речи.
Цели реализации программы Коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом  развитии ребёнка.
Задачи 1. Развитие понимания речи; воспитание умения наблюдать и осмысливать предметы окружающей действительности, что дает возможность уточнить и расширить запас конкретных представлений ребенка; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

2. Формирование правильного произношения звуков; развитие фонематического слуха и восприятия; развитие навыков произношения слов различной звуко-слоговой структуры; контроль над внятностью и выразительностью речи; подготовка к усвоению элементарных навыков звукового анализа и синтеза.

3. Обучение детей самостоятельному высказыванию. На основе сформированных навыков использования различных типов предложений у детей вырабатывается умение передавать впечатления об увиденном, о событиях окружающей действительности, в логической последовательности пересказывать содержание сюжетных картин и их серий, составлять рассказ — описание.

Прогнозируемый результат К концу 1 года обучения воспитанники должны уметь:
— сосредотачивать внимание при обраще­нии взрослого к ребенку;

-по показу логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки;
-умение выражать свои просьбы, желания с помощью жестов, простых слов;
-показывать действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.

-узнавать и показывать на картинке предметы из пройденных лексических тем: игрушки, одежда, мебель, овощи и фрукты, транспорт, человек, дом. и дик. животные и др.

-подражать:
• голосам животных;
• звукам окружающего мира;
• звукам музыкальных инструментов.

К концу 2 года обучения воспитанники должны уметь:
-по инструкции логопеда узнавать и правильно показывать предметы и игрушки;
-показывать части тела (голова, глазки, ушки, ротик, носик, ручки, ножки, живот, спина)в соответствии с просьбой взрослого;
-показывать и выполнять действия, связанные с окружающим миром, знакомой бытовой или игровой ситуацией.
-владеть односторонним диалогом (логопед задает вопрос, связанный с бытовой ситуацией, а воспитанник жестом отвечает на него);

-узнавать и показывать на картинке предметы из пройденных лексических тем: игрушки, одежда, мебель, овощи и фрукты, транспорт, человек, дом. и дик. животные и др;

— учить складывать разрезные картинки из 2 – 3 частей.

К концу 3 года обучения воспитанники должны уметь:

 -отдавать приказания: дай;

-указывать на определенные предметы: вот, это, тут;

 — по просьбе взрослого выбирать предметы для выполнения названных действий (резать — нож, шить — игла, наливать суп — половник);

 -понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

 -называть некоторые части тела (голова, ноги, руки, глаза, рот, уши и т. д.) и одежды (карман, рукав и т. д.);

-выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

-отвечать на простые вопросы одним словом или двусловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов;
-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
-знать и выполнять совместно со взрослым речевые игры;

— сосредотачивать внимание при обраще­нии взрослого к ребенку;

— учить складывать разрезные картинки из 3 – 4 частей.

К концу 4 года обучения воспитанники должны уметь:

 -отдавать приказания: на, иди, дай;

-составлять первые предложения, например: Вот мама. Это Тома.
 -составлять предложения по модели: обращение + глагол повелительного наклонения: Дима, спи.

-отгадывать предметы, игрушки, животных, птиц по их словесному описанию (большой, бурый, косолапый, живет в берлоге, сосет лапу);

-принимать участие в показе сказок с помощью кукол би-ба-бо;

 -понимать и выделять из речи названия окружающих предметов и действий с ними (в соответствии с изученными лексическими темами: «Игрушки», «Посуда», «Мебель», «Продукты питания», «Одежда» и т. д.);

— обозначать наиболее распространенные действия (сиди, мой, стой, пой, ешь, пей, иди и т. д.), некоторые свои физиологические и эмоционально-аффективные состояния (холодно, тепло, больно и т. д.);

-выражать желания с помощью простых просьб, обращений;

-отвечать на простые вопросы одним словом или двухсловной фразой без использования жеста; в отдельных случаях допускается употребление звукокомплексов;

-соотносить предметы с их качественными признаками и функциональным назначением;
-узнавать по словесному описанию знакомые предметы;
-понимать простые грамматические категории: единственного и множественного числа существительных, повелительного и изъявительного наклонений глаголов, именительного, родительного, дательного и винительного падежей, некоторых простых предлогов;

— учить складывать разрезные картинки из 4 – 5 частей.

 

 

Аннотация к рабочей программе для детей младшего и среднего дошкольного  возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Адаптивная  физическая культура

 

Программу составил инструктор по физической культуре Белоконов Денис Александрович
Срок реализации 2 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушением интеллекта / под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Цели реализации программы Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.

 

Задачи Задачи 1 года обучения программы:

Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки.

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Формирование нравственно-волевых качеств.

Обучение  детей согласованным   действиям  с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.

Учение  детей реагированию на сигнал и действию в соответствии с ним.

Принятие  активного участия в подвижных играх.

Задачи 2 года обучения программы:

Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки.

Формирование и закрепление жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Развитие нравственно-волевых качеств, развитие коммуникативной  деятельности.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими 

упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Обучение  детей самостоятельному  выполнению  простейшего построения и перестроения  в соответствии с указаниями специалиста.

Методы и приемы Наглядные:

— наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);

— тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора или специалиста);

Словесные:

— объяснения, пояснения, указания;

— подача команд, распоряжений, сигналов;

— вопросы к детям и поиск ответов;

— словесная инструкция.

Практические:

— выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

— выполнение упражнений в игровой форме;

— выполнение упражнений в соревновательной форме;

— самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

Прогнозируемый результат Результаты 1 года обучения программы:

-смотреть на взрослого, когда он говорит, строиться в шеренгу, ориентируясь на ленту, веревку(опору);

-выполнять упражнения по подражанию взрослого;

—  выполнять ходьбу в колонне по одному, по кругу;

— уметь бегать друг за другом, соблюдая дистанцию, стайкой, держась за веревку;

— выполнять ходьбу  с перешагиванием через предметы;

-уметь бросать, ловить мяч;

— выполнять упражнение —  катать мяч друг другу;

-уметь проползать под веревкой, скамейкой;

— ползать на четвереньках между предметами.

Результаты  2 года обучения программы:

-уметь выполнять действия по показу взрослого;

-уметь прыгать на месте и по показу взрослого;

-выполнять ходьбу по кругу, в колонне по одному;

— выполнять бег в колонне по одному, на носочках;

— выполнять ходьбу по рейке, положенной на пол; по прямой дорожке; по ребристой доске;

-уметь   лазить по гимнастической стенке;

-уметь ползать на четвереньках по прямой;

— уметь подлезать под препятствие, не касаясь руками пола;

— уметь катать, ловить мяч;

-выполнять упражнение — метание мяча в горизонтальную цель двумя руками от груди.

 

Аннотация к рабочей программе для детей старшего дошкольного  возраста с интеллектуальными нарушениями в условиях АНО «ЦППМСП «Добрыня»

 

Адаптивная  физическая культура

 

Программу составил инструктор по физической культуре Белоконов Денис Александрович
Срок реализации 2 года
Нормативно – правовая документация — Федеральный закон «Об образования в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155).

— Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации N 26 г. от 15 мая 2013г.  «Об утверждении СанПиН2. 4.1.3049 – 13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;

— Программа коррекционно-развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида с нарушением интеллекта / под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой

— Адаптированная  основная образовательная программа  дошкольного образования детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести АНО «ЦППМСП «Добрыня».

Структура программы Целевой раздел, планируемые результаты освоения программы, содержательный раздел, календарно – тематическое планирование, материально – техническое обеспечение.
Цели реализации программы Развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья.
Задачи Задачи 1 года обучения программы:

Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки.

Формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Формирование нравственно-волевых качеств.

Обучение  детей согласованным   действиям  с движениями других: начинать и заканчивать упражнения одновременно, соблюдать предложенный темп.

Учение  детей реагированию на сигнал и действию в соответствии с ним.

Принятие  активного участия в подвижных играх.

Задачи 2 года обучения программы:

Обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребёнка через оптимальные физические нагрузки.

Формирование и закрепление жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Развитие нравственно-волевых качеств, развитие коммуникативной  деятельности.

Воспитание бережного отношения к своему здоровью, формирование потребности в систематических занятиях физическими 

упражнениями, устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.

Обучение  детей самостоятельному  выполнению  простейшего построения и перестроения  в соответствии с указаниями специалиста.

Методы и приемы Наглядные:

— наглядно – зрительные приемы (показ техники выполнения физических упражнений, использование наглядных пособий и физкультурного оборудования, зрительные ориентиры);

— тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь инструктора или специалиста);

Словесные:

— объяснения, пояснения, указания;

— подача команд, распоряжений, сигналов;

— вопросы к детям и поиск ответов;

— словесная инструкция.

Практические:

— выполнение и повторение упражнений без изменения и с изменениями;

— выполнение упражнений в игровой форме;

— выполнение упражнений в соревновательной форме;

— самостоятельное выполнение упражнений на детском спортивном оборудовании в свободной игре.

Прогнозируемый результат 1 год обучения

-смотреть на взрослого, когда он говорит, строиться в шеренгу, ориентируясь на ленту, веревку(опору);

-выполнять упражнения по подражанию взрослого

—  выполнять ходьбу в колонне по одному, по кругу;

— уметь бегать друг за другом, соблюдая дистанцию ,стайкой, держась за веревку;

— выполнять ходьбу  с перешагиванием через предметы;

-уметь бросать, ловить мяч;

— выполнять упражнение —  катать мяч друг другу;

-уметь проползать под веревкой, скамейкой

— ползать на четвереньках между предметами.

2 год обучения

-уметь выполнять действия по показу взрослого;

-уметь прыгать на месте и по показу взрослого;

-выполнять ходьбу по кругу, в колонне по одному;

— выполнять бег в колонне по одному, на носочках;

— выполнять ходьбу по рейке, положенной на пол; по прямой дорожке; по ребристой доске;

-уметь   лазить по гимнастической стенке;

-уметь ползать на четвереньках по прямой;

— уметь подлезать под препятствие, не касаясь руками пола;

— уметь катать, ловить мяч ;

-выполнять упражнение — метание мяча в горизонтальную цель двумя руками от груди.