- Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для Автономной некоммерческой организации Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП «Добрыня») в соответствии с:
— Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ,
— Требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155,
— Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации и от 19.12.2014 № 1599,
— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1014),
— Письмом Министерства образования и науки РФ от 28 октября 2015 г. № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»,
— Письмом Минобрнауки от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования,
— Примерной основной образовательной программой дошкольного образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2/15),
-Примерной адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15),
— Уставом АНО «ЦППМСП «Добрыня».
1.2. Рабочая программа педагога является обязательной составной частью Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образовательного АНО «ЦППМСП «Добрыня», Адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) АНО «ЦППМСП «Добрыня» (1 дополнительный, 1-4 классы), Адаптированной дополнительной образовательной общеразвивающей программы (АДООП) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья АНО «ЦППМСП «Добрыня», разрабатывается воспитателями и специалистами.
1.3. Рабочая программа – это нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и навыки, подлежащие усвоению по программе, в котором определены наиболее оптимальные и эффективные содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата.
1.4. Рабочая программа разрабатывается на основе Адаптированных образовательных программ АНО «ЦППМСП «Добрыня» по образовательным областям (дошкольное, начальное общее образование) или направлениям (дополнительное образование).
1.5. Рабочая программа (далее по тексту Программа) – документ, определяющий в соответствии с региональным компонентом, с приоритетным направлением Организации основное содержание образования, объем знаний, умений, который предстоит освоить обучающимся.
1.6. Структура рабочей программы является единой для всех педагогических работников, работающих в Организации.
1.7. Рабочая программа составляется педагогом на срок, указанный в программе.
1.8. Педагоги высшей и первой категории составляют программу самостоятельно, педагоги без категории — под руководством заместителя исполнительного директора.
1.9. Проектирование содержания образования осуществляется педагогами в соответствии с уровнем их профессионального мастерства и авторским видением.
1.10. За полнотой и качеством реализации Программы осуществляется должностной контроль Исполнительным директора и заместителем исполнительного директора АНО «ЦППМСП «Добрыня».
1.11. Положение о Программе вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения» и действует до внесения изменения.
1.12. Срок данного положения не ограничен. Положение действует до принятия нового.
1.13. Положение утверждается на педагогическом совете Организации.
1.14. Положение о рабочей программе педагогов ежегодно пролонгируется.
- Цели, задачи и функции Рабочей программы
2.1. Рабочая программа – это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме.
2.2. Цель Программы – обеспечение целостной, четкой системы планирования образовательной деятельности, повышение качества образования обучающихся с особыми образовательными потребностями на каждом возрастном этапе, совершенствование работы педагогических кадров Организации, достижение планируемых результатов освоения Адаптированных образовательных программ.
2.3. Задачи Программы:
— организация воспитательно — образовательной работы, направленной на коррекцию, компенсацию и предупреждение вторичных отклонений в развитии с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося и ограничений его жизнедеятельности;
— определение специфических для обучающихся с особыми образовательными потребностями соотношений форм и видов деятельности, индивидуализированного объема и глубины содержания, специальных психолого-педагогические технологий, учебно-методического материала и технических средств;
— применение адекватных способов индивидуализации, создание специальных условий реализации Программы.
2.4. Функции рабочей Программы:
- целеполагающая, то есть определяет ценности и цели, ради достижения которых она введена в ту или иную образовательную область;
- нормативная, то есть является документом, обязательным для выполнения в полном объеме;
- процессуальная, то есть определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и методы, средства и условия обучения;
- аналитическая, то есть выявляет уровни усвоения элементов содержания, объекты контроля и критерии оценки уровня развития обучающихся;
- определяющая содержания образования, то есть фиксирует состав элементов содержания, подлежащих усвоению обучающимися (требования к минимуму содержания, а также степень их трудности).
- Структура Рабочей программы
Рабочая программа общего образования | Рабочая программа дополнительного образования |
Титульный лист Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:• наименование Организации (полностью);
• поля для согласования/утверждения программы; • название Программы; • адресность (целевая группа); • сведения об авторе (ФИО, должность, квалификационная категория); • название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа; • год разработки рабочей программы. |
|
Пояснительная записка1. Соответствие рабочей программы федеральным государственным образовательными стандартами дошкольного и начального общего образования, на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) она разработана. 2.Значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе, характеристики особенностей развития детей с интеллектуальными нарушениями.
3. Цели изучения образовательной области 4. Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа (количество занятий/уроков в неделю).
|
Пояснительная записка 1. Направленность дополнительной образовательной программы.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность.
3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы. 4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; 5. Возраст детей (целевая группа),участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы. 6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы). 7. Формы и режим занятий. 8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности. 9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.).
|
Планируемые результаты дошкольного образования Планируемые результаты освоения Программы определяются в виде прогнозируемого результата и представляют собой контролируемые параметры возможных достижений ребенка к концу учебного года.Планируемые результаты начального общего образования
Требования определяются к возможным личностных и предметных результатам освоения Программы с учетом особенностей психофизического развития каждого обучающегося |
Учебно-тематический план 1. Перечень разделов, тем.2. Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
|
Содержание образовательной деятельности должно включать:— содержание курса с указанием форм организации занятий/уроков, основных видов учебной деятельности,-конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций программы. Формировать задачи в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания обучающихся с нарушением интеллекта на определенный учебный период | Содержание программы Краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). |
Календарно-тематический план В календарно-тематическом плане должны быть отражены:• перечень разделов и тем с указанием количества часов, отводимых на их изучение;
• программное содержание каждой темы; • оборудование. План может быть представлен в виде таблицы. Допускается составление отдельно тематического планирования.
|
|
Материально-техническое оснащение В разделе материально-техническое оснащение должны быть определены методические и учебные пособия, оборудование, игровой и дидактический материал, технические средства обучения. | Методическое обеспечение программы Обеспечение программы методическими видами продукции(разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций, рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.
Дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д.
|
Список использованной литературы Список литературы должен состоять из перечня использованной автором литературы |
- Оформление Рабочей программы
5.1. Набор текста производится в текстовом редакторе Word for Windows с одной стороны листа бумаги формата А 4.
5.2. Тип шрифта: Times New Roman, размер – 12 (14), (в таблицах допускается уменьшения размера шрифта).
5.3. Междустрочный интервал 1,5, переносы в тексте не ставятся.
5.4. Выравнивание по ширине.
5.5. Абзац 1,5 см.
5.6. По контуру листа оставляются поля:
— левое – 30 мм,
— правое – 15 мм,
— верхнее и нижнее – 20 мм.
5.7. Центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word.
5.8. Разделы программы выделяются жирным шрифтом.
5.9.Таблицы вставляются непосредственно в текст и должны быть отделены от предыдущего и последующего текста одним интервалом.
5.10. Страницы Программы нумеруются, скрепляются печатью и подписью Исполнительного директора АНО «ЦППМСП «Добрыня».
- Рассмотрение и утверждение Рабочей программы
6.1. Рабочая программа разрабатывается до 20 августа будущего учебного года.
6.2. Утверждение Программы предполагает процедуру проверки и согласования у заместителя Исполнительного директора АНО «ЦППМСП «Добрыня».
6.3. При несоответствии рабочей программы установленным данным Положением требованиям, заместитель исполнительного директора накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока исполнения.
6.3. Программа рассматривается и принимается на педагогическом совете АНО «ЦППМСП «Добрыня».
6.4. Педагогический совет выносит свое решение о соответствии рабочей программы существующим требованиям и Уставу Организации.
6.5. Утверждение Программы Исполнительным директором осуществляется до 1 сентября будущего учебного года.
6.6. Реализация неутвержденной рабочей программы не допускается.
6.7. Все изменения, дополнения, вносимые педагогом в Программу в течение учебного года или перед началом учебного года, должны быть согласованы с заместителем Исполнительного директора и утверждены Исполнительным директором АНО «ЦППМСП «Добрыня» и оформлены в виде вкладыша «Дополнения к Программе».
6.8. При накоплении большого количества изменений Программа корректируется в соответствии с накопленным материалом.
6.9. Программа сдается на бумажном носителе и в электронном варианте.
- Контроль
7.1. Ответственность за полноту и качество реализации рабочей программы возлагается на педагогов АНО «ЦППМСП «Добрыня».
7.2. Ответственность проведения контроля за полнотой реализации рабочих программ возлагается на Исполнительного директора и заместителя исполнительного директора.
- Хранение Рабочей программы
8.1. Оригинал рабочей программы, утвержденный Исполнительным директором, находится у заместителя исполнительного директора.
8.2. Второй экземпляр рабочей программы хранится у педагога.
8.3. К рабочим программам имеют доступ все педагогические работники и администрация АНО «ЦППМСП «Добрыня».
8.4. Рабочая программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.