1.Общие положения
- Настоящее положение об Адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования (для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести) (далее – АООП ДО, Программа) разработано Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП «Добрыня») в соответствии:
— с Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;
— с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1014;
— Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2/15;
— с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26);
с Уставом Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня».
1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения АООП ДО.
1.3. АООП ДО разрабатывается самостоятельно Образовательным подразделением АНО «ЦППМСП «Добрыня» с учетом Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.
1.4. АООП ДО разрабатывается группой педагогических работников под руководством заместителя Исполнительного директора, рассматривается и принимается на педагогическом совете, утверждается Исполнительным директором АНО «ЦППМСП «Добрыня».
1.5.Положение об АООП ДО вступает в силу с момента издания приказа Об утверждении Положения об Адаптированной основной образовательной
программе дошкольного образования (для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести) и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции.
- Структура адаптированной образовательной программы
2.1.Структура АООП ДО должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы дошкольного образования и содержать четыре раздела:
целевой;
содержательный;
организационный:
дополнительный.
2.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:
- наименование Организации (полностью);
- гриф принятия программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета);
- гриф утверждения программы Исполнительным директором (с указанием даты и номера приказа);
- полное наименование АООП ДО с указанием категории детей, для которых она разработана;
- сведения о разработчиках программы или руководителе (ФИО, должность, квалификационная категория);
- название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
- год разработки рабочей программы.
2.3. Целевой раздел содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения АООП ДО и часть, формируемую участниками образовательных отношений.
2.3.1. Пояснительная записка должна содержать:
цели и задачи реализации АООП ДО;
принципы и подходы к формированию Программы;
характеристику особенностей развития детей.
2.3.2. Планируемые результаты освоения АООП ДО детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести должны отражать целевые ориентиры на момент завершения дошкольного образования с учетом реализуемой программы коррекционно-развивающей направленности и систему оценки результатов освоения программы.
2.3.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, предполагает планируемы результаты парциальных программ по различным направлениям.
2.4. Содержательный раздел должен содержать:
— характеристику образовательных областей,
— основные направления деятельности по внедрению регионального компонента,
— описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы,
— особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников,
— коррекционно-развивающую деятельность.
2.4.1. Характеристика образовательных областей должна содержать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:
— социально-коммуникативное развитие,
-познавательное развитие,
— речевое развитие,
— художественно-эстетическое развитие,
— физическое развитие,
— часть, формируемую участниками образовательных отношений.
2.4.2. Основные направления деятельности по внедрению регионального компонента предполагают описание непосредственного окружения АНО «ЦППМСП «Добрыня»: традиционные праздники и мероприятия, экскурсии, организация летнего оздоровительного периода и др.
2.4.3. Описание вариативных форм, способов и средств реализации программы должно содержать различные коррекционные технологии, способствующие сглаживанию нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями, а так же основные методы мотивации и стимуляции деятельности детей.
2.4.4. Особенности взаимодействия коллектива АНО «ЦППМСП «Добрыня» с семьями воспитанников предполагает различные формы сотрудничества по оказанию коррекционной помощи.
2.4.5. Коррекционно-развивающая деятельность раскрывает особенности организации коррекционного процесса учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.
2.5.Организационный раздел АООП ДО содержит:
-специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей с интеллектуальными нарушениями;
-организацию развивающей предметно-пространственной среды с учетом особенностей детей;
— материально-техническое обеспечение Программы;
— кадровые условия реализации Программы;
— режим и распорядок дня;
— часть, формируемую участниками образовательных отношений;
— перечень нормативных и нормативно-методических документов.
2.5.1. Специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей с интеллектуальными нарушениями, предполагают оптимальное взаимодействие специалистов разного профиля, формы и особенности организации коррекционно-развивающей работы, ведущие принципы организации деятельности, создание безбарьерной среды.
2.5.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды должна отражать основные принципы создания среды.
2.5.3. Материально-техническое обеспечение Программы должно отражать оснащение помещений и перечень базовых видов деятельности в каждом помещении.
2.5.4. Кадровые условия реализации Программы должны отражать укомплектованность квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.
2.5.5. Режим дня предполагает:
— определение вариативных режимов дня,
— определение временных рамок того или иного режимного процесса и алгоритм их чередования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями развития нетипичных детей,
— составление распорядок дня и сетки занятий,
— взаимодействие взрослых с детьми в различных видах деятельности.
2.5.6. Часть, формируемую участниками образовательных отношений должна содержать этапы реализации или направления деятельности вариативных Программ.
2.5.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов должен содержать обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания детей с интеллектуальными нарушениями.
2.6. Дополнительный раздел содержит краткую презентацию АООП ДО, которая может включать цели и задачи реализации Программы, виды и формы детской деятельности, кадровый потенциал, наличие помещений, формы работы с родителями.
2.7. Программа может иметь Приложения.
- Изменения и дополнения в АООП ДО
3.1. АООП ДО может изменяться и дополняться по решению педагогического совета.
3.2. Основания для внесения изменений:
-обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования),
-предложения педагогических работников по результатам реализации Программы в текущем учебном году,
-обновление списка, используемой литературы и методических пособий.
3.3. Дополнения и изменения в АООП ДО могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения Программа корректируются в виде новой редакции программы.
- Ответственность и контроль
4.1.Ответственность за полноту и качество реализации АООП ДО возлагается на педагогов Структурного Образовательного подразделения, реализующих Программу.
4.2.Контроль над полнотой и качеством реализации Программы осуществляется администрацией АНО «ЦППМСП «Добрыня».
4.3.Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOОП ДО возлагается на заместителя Исполнительного директора Образовательного подразделения.
- Делопроизводство
5.1. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести) хранится в кабинете заместителя Исполнительного директора.
5.2. К Программе имеют доступ все педагогические работники и администрация Организации.
5.3. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.
Приложение № 1
Понятия для разработки адаптированной образовательной программы
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.
Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.
Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.
Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий.
Адаптированная основная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;
обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;
учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) –совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;
обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;
содержание образования и условия организации – обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;
организация образования обучающихся с ограниченными возможностями предполагает как совместное образование с другими обучающимися, так и образование в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
под специальными условиями для получения образования обучающимися – с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;
особенности организации образовательной деятельности для обучающихся –с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;
инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей(Ст.2 ч.27 ФЗ).