Положение об Адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

1.Общие положения

 

  • Настоящее положение об Адаптированной основной образовательной

программе дошкольного образования (для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести) (далее – АООП ДО, Программа) разработано Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП  «Добрыня») в соответствии:

— с Федеральным  законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

— с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155  «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования»;

— Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным  приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1014;

— Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2/15;

— с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26);

с Уставом  Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня».

 

1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения АООП ДО.

1.3. АООП ДО разрабатывается самостоятельно Образовательным подразделением  АНО «ЦППМСП  «Добрыня»   с учетом Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  под редакцией  Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой.

1.4. АООП ДО разрабатывается группой  педагогических работников под руководством заместителя Исполнительного директора, рассматривается и принимается на педагогическом совете, утверждается Исполнительным директором АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

1.5.Положение об АООП ДО вступает в силу с момента издания приказа Об утверждении Положения об Адаптированной основной образовательной 

программе дошкольного образования (для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести)  и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции.

 

  1. Структура адаптированной образовательной программы

2.1.Структура АООП ДО  должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы дошкольного образования и содержать четыре раздела:

целевой;

содержательный;

организационный:

дополнительный.

2.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:

  • наименование Организации (полностью);
  • гриф принятия программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета);
  • гриф утверждения программы Исполнительным директором (с указанием даты и номера приказа);
  • полное наименование АООП ДО с указанием категории детей, для которых она разработана;
  • сведения о разработчиках программы или руководителе (ФИО, должность, квалификационная категория);
  • название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
  • год разработки рабочей программы.

2.3. Целевой раздел содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения  АООП ДО и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

2.3.1. Пояснительная записка должна содержать:

цели и задачи реализации АООП ДО;

принципы и подходы к формированию Программы;

характеристику особенностей развития детей.

2.3.2. Планируемые результаты освоения АООП ДО детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести  должны отражать целевые ориентиры на момент завершения дошкольного образования с учетом реализуемой  программы коррекционно-развивающей направленности и систему оценки результатов освоения программы.

2.3.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,  предполагает планируемы результаты  парциальных программ  по различным направлениям.

2.4. Содержательный раздел должен содержать:

— характеристику образовательных областей,

— основные направления деятельности по внедрению регионального компонента,

— описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы,

— особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников,

— коррекционно-развивающую деятельность.

2.4.1. Характеристика образовательных областей должна содержать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях:

— социально-коммуникативное развитие,

-познавательное развитие,

— речевое развитие,

— художественно-эстетическое развитие,

— физическое развитие,

— часть, формируемую участниками образовательных отношений.

2.4.2. Основные направления деятельности по внедрению регионального компонента предполагают описание непосредственного окружения АНО  «ЦППМСП  «Добрыня»: традиционные праздники и мероприятия, экскурсии, организация летнего оздоровительного периода и др.

2.4.3. Описание вариативных форм, способов и средств реализации программы должно содержать различные коррекционные технологии, способствующие сглаживанию нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями, а так же основные методы мотивации и стимуляции деятельности детей.

2.4.4. Особенности взаимодействия коллектива  АНО  «ЦППМСП  «Добрыня» с семьями воспитанников предполагает различные формы сотрудничества по оказанию коррекционной помощи.

2.4.5. Коррекционно-развивающая деятельность раскрывает особенности организации коррекционного процесса  учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

2.5.Организационный раздел АООП ДО содержит:

-специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей  с интеллектуальными нарушениями;

-организацию развивающей предметно-пространственной среды с учетом особенностей  детей;

— материально-техническое обеспечение Программы;

— кадровые условия  реализации Программы;

— режим и распорядок дня;

— часть, формируемую участниками образовательных отношений;

— перечень нормативных и нормативно-методических документов.

2.5.1. Специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей  с интеллектуальными нарушениями, предполагают оптимальное взаимодействие специалистов разного профиля, формы и особенности организации коррекционно-развивающей работы, ведущие принципы организации деятельности, создание  безбарьерной среды.

2.5.2.  Организация развивающей предметно-пространственной среды  должна отражать основные принципы создания среды. 

2.5.3. Материально-техническое обеспечение Программы должно отражать оснащение помещений и перечень базовых видов деятельности в каждом помещении.

2.5.4. Кадровые условия  реализации Программы должны отражать укомплектованность  квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.

2.5.5. Режим дня предполагает:

— определение вариативных режимов дня,

— определение    временных рамок того или иного режимного процесса  и алгоритм их чередования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями развития нетипичных детей,

— составление распорядок дня и сетки занятий,

— взаимодействие взрослых с детьми в различных видах деятельности.  

2.5.6. Часть, формируемую участниками образовательных отношений должна содержать этапы реализации или направления деятельности вариативных Программ.

2.5.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов должен содержать обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания  детей с интеллектуальными нарушениями.

2.6. Дополнительный раздел содержит краткую презентацию АООП ДО, которая может включать  цели и задачи реализации Программы, виды и формы детской деятельности, кадровый потенциал, наличие помещений, формы работы с родителями.

2.7. Программа может иметь Приложения.

 

  1. Изменения и дополнения в АООП ДО

3.1. АООП ДО может изменяться и дополняться по решению педагогического совета.

3.2. Основания для внесения изменений:

-обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования),

-предложения педагогических работников по результатам реализации Программы в текущем учебном году,

-обновление списка, используемой литературы и методических пособий.

3.3. Дополнения и изменения в АООП ДО могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения Программа корректируются в виде новой редакции программы.

 

  1. Ответственность и контроль

4.1.Ответственность за полноту и качество реализации АООП ДО возлагается на педагогов Структурного Образовательного подразделения, реализующих  Программу.

4.2.Контроль над полнотой и качеством реализации Программы осуществляется администрацией АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

4.3.Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOОП ДО возлагается на заместителя Исполнительного директора Образовательного подразделения.

 

  1. Делопроизводство

5.1.  Адаптированная  основная  образовательная   программа дошкольного образования (для детей с интеллектуальными нарушениями различной степени тяжести)  хранится в  кабинете заместителя Исполнительного директора.

5.2. К Программе имеют доступ все педагогические работники и администрация Организации.

5.3. Программа  хранится 3 года после истечения срока ее действия.

Приложение № 1

Понятия для разработки адаптированной образовательной программы

Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Образовательная деятельность – деятельность по реализации образовательных программ.

Образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного или дополнительного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий.

Адаптированная основная образовательная программа — это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Примерная основная образовательная программа – учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы;

 

обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни;

 

учебный план – документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся;

 

федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) –совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

 

обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

 

содержание образования и условия организации – обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида;

 

организация образования обучающихся с ограниченными возможностями предполагает как совместное образование с другими обучающимися, так и образование в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

 

под специальными условиями для получения образования обучающимися – с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

 

особенности организации образовательной деятельности для обучающихся –с ограниченными возможностями здоровья определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения;

 

инклюзивное образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей(Ст.2 ч.27 ФЗ).