Учебный план образовательной деятельности детей дошкольного возраста Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» на 2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

АНО «ЦППМСП «Добрыня»  реализует следующие программы:

— Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями;

— Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;

— Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития ;

— Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.

Учебный план разработан в соответствии с  нормативно-правовыми документами:

— Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

 -Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении  федерального государственного стандарта   дошкольного образования»;

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014  «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;

— Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;

— Программой Коррекционно-развивающего обучения и    воспитания для  дошкольных       образовательных учреждений компенсирующего вида  для детей с нарушением интеллекта / Под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.

Воспитанники, посещающие АНО «ЦППМСП «Добрыня», имеют категорию «ребенок-инвалид», большинство  детей имеют  сложный дефект (сочетание 2 и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии).

В режиме постоянного пребывания все дети разделены  на группы. В Организации функционируют  разновозрастные (смешанные) компенсирующие  группы детей с различным ведущим заболеванием численностью до 12 человек в каждой. При комплектовании группы обязательно учитываются особенности ограничения жизнедеятельности, потенциальные возможности, состояние интеллекта, двигательные возможности, возможности самообслуживания, психофизическое состояние и  возраст ребенка. При организации коррекционно-развивающего процесса каждая группа делится на  подгруппы (основным критерием деления на подгруппы  является интеллектуальный потенциал  ребенка).  Так как  на протяжении всего периода пребывания ребенка в АНО  «ЦППМСП  «Добрыня» с детьми постоянно находится два работника (воспитатель и младший воспитателя), а также индивидуальные и подгрупповые занятия проводит учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог, численность детей в группе не превышает 5 детей, что соответствует  СанПиН № 26 от 15 мая 2013 г.  п. 1.11 (для детей со сложным дефектом).

Особенности организации  образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм,  методов, средств, приемов обучения. В группах используется вариант объединения детей общей тематикой образовательного процесса с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста,  интеллекта и физических возможностей.  В освоении темы могут участвовать дети   разных возрастов, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с индивидуальными возможностями каждой подгруппы детей. Такое тематическое содержание одинаково значимо для детей разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. При одинаковом содержании деятельности дети решают разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне, соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.

Учебный план  АНО «ЦППМСП «Добрыня»  на 2018 – 2019 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности.

Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. АНО «ЦППМСП  «Добрыня» работает в режиме пятидневной рабочей недели.

В 2018-2019 г. в АНО «ЦППМСП «Добрыня»  функционирует 2 разновозрастные группы детей компенсирующей направленности: 

— 1 разновозрастная  группа компенсирующего  вида для детей в возрасте от 3 до 5 лет,

— 1 разновозрастная  группа компенсирующего  вида для детей  в возрасте от 5 до 7(8) лет,

— разновозрастная группа детей кратковременного пребывания  от 5 до 7 (8) лет.

В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании.

При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:

— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

— принцип научной обоснованности и практической применимости;

— принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;

— принцип обеспечения единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

— принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

— комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса: решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.

Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:

— для детей от 3 до 5 лет – не более 15 минут,

— для детей от 5 до 7 (8) лет – не более 25 минут.

Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:

— для детей от 3 до 5 лет  — 30 минут,

— для детей от 5 до 7 (8) лет – 45 минут.

В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.

Форма организации занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная. 

В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.

Организация жизнедеятельности АНО «ЦППМСП  «Добрыня» предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, досуги) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Так как дети с интеллектуальными нарушениями  не всегда могут самостоятельно организовать свою  деятельность, большая часть времени отводится на  совместную деятельность педагога с детьми.

Парциальные программы являются дополнением к основной общеобразовательной программе дошкольного образования.

В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, дневного сна, а так же проводятся спортивные и подвижные игры, физкультурно-психологические, музыкальные, психолого- оздоровительные праздники и др.

Приложением к учебному плану является система организации основных видов непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в структуре учебного плана АНО «ЦППМСП  «Добрыня» выделены две части: инвариантная  (обязательная) и вариативная (модульная). Инвариантная  часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями. Вариативная часть формировалась  с учетом видовой принадлежности Организации («Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»), наличия приоритетных направлений коррекционно-развивающей  деятельности. Инвариантная часть реализуется через обязательную непосредственную образовательную деятельность, вариативная – через дополнительную совместную деятельность:  театральную студию, творческую мастерскую, проект «Логоритмика».    

В Плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой   АНО «ЦППМСМ  «Добрыня».

Инвариативная (обязательная часть) не менее 60 %. Вариативная (модульная часть) не более 40 %.

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план  детей дошкольного возраста

 

I . Инвариативная часть

 

Группа Образовательная область Непосредственно образовательная деятельность Объем образовательной нагрузки  (в минутах/часах)
В неделю В месяц В год
Кол-во Время Кол-во Время Кол-во Время
Разновозрастная группа детей компенсирующей направленности от 3 до 5 лет Познавательное развитие 1.      1. Ознакомление с окружающим

2.      2.Конструктивно-модельная деятельность

3.      3. ФЭМП/сенсорное развитие

1

 

1

 

+

 

 

15

 

15

 

+

4

 

4

 

+

60 мин.

 

60 мин.

 

+

37

 

37

 

+

9ч.,15 мин.

 

9ч.,15 мин.

 

+

Речевое развитие 1.      1. Развитие речи

 

+ + + + + +
Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование

2. Лепка

3. Аппликация

4. Муз. воспитание

1

1

1

2

15

15

15

15 (30)

4

4

4

8

60 мин.

60 мин.

60 мин.

120 мин.

 

37

37

37

74

9ч.,15 мин.

9ч.,15 мин.

9ч.,15 мин.

18ч., 30 мин.

Физическое развитие 1.      Адаптивная физическая культура 2 15 (30) 8 120 мин. 74 18ч., 30 мин.
II. Вариативная часть

 

Внеурочная деятельность Логоритмика 1 15 4 60 мин. 37 9 ч., 15 мин
Творческая  мастерская «Рисование нетрадиционными техниками» 1 15 4 60 37 9 ч., 15 мин
Разновозрастная группа детей  компенсирующей направленности от 5 до 7 (8)  лет I . Инвариативная часть

 

Познавательное развитие 4.      1. Ознакомление с окружающим

5.      2.Конструктивно-модельная деятельность

6.      3. ФЭМП/сенсорное развитие

2

 

1

 

+

20 (40)

 

25 (50)

 

+

8

 

4

 

+

160 мин.

 

100 мин.

 

+

74

 

37

 

+

49ч.,20 мин.

 

15ч.25 мин.

 

+

Речевое развитие 2.      1. Развитие речи + +

 

+ + +

 

+

 

Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование

2. Лепка/аппликация

4. Муз. воспитание

2

1

2

20 (40)

20

25 (50)

8

4

8

160 мин.

80 мин.

200 мин.

 

74

37

74

49 ч.,20 мин.

12ч., 20 мин.

61ч.,40 мин.

 

Физическое развитие 1.Адаптивная физическая культура 2 25 (50) 8 200 мин. 74 61ч., 40 мин.
II. Вариативная часть

 

Внеурочная деятельность Творческая  мастерская «Рисование нетрадиционными техниками» 1 20 4 80 37 12ч., 20 мин
Логоритмика 1 20 4 80 37 12ч., 20 мин
Театральная студия «Театр как надежда» 1 20 4 80 37 12ч., 20 мин
Развитие графических навыков и подготовка руки к письму 1 20 4 80 37 12ч., 20 мин
Разновозрастная группа детей кратковременного пребывания от 5 до 7 (8) лет I . Инвариативная часть

 

Познавательное развитие 7.      1. Ознакомление с окружающим

8.      2.Конструктивно-модельная деятельность

9.      3. ФЭМП/сенсорное развитие

2

 

1

 

+

20 (40)

 

25 (50)

 

+

8

 

4

 

+

160 мин.

 

100 мин.

 

+

74

 

37

 

+

49ч.,20 мин.

 

15ч.25 мин.

 

+

Речевое развитие 3.      1. Развитие речи + +

 

+ + +

 

+

 

Художественно-эстетическое развитие 1. Рисование

2. Лепка/аппликация

4. Муз. воспитание

2

1

2

20 (40)

20

25 (50)

8

4

8

160 мин.

80 мин.

200 мин.

 

74

37

74

49 ч.,20 мин.

12ч., 20 мин.

61ч.,40 мин.

 

  Физическое развитие 1.Адаптивная физическая культура 2 25 (50) 8 200 мин. 74 61ч., 40 мин.
II. Вариативная часть
Внеурочная деятельность Развитие графических навыков и подготовка руки к письму 1 20 4 80 37 12ч.,30 мин.
Логоритмика 1 20 4 80 37 12ч.,30 мин.
Творческая  мастерская «Рисование нетрадиционными техниками» 1 20 4 80 37 12ч.,30 мин.
                   

 

Примечание:

+  занятия    по   познавательному   развитию   (сенсорное   развитие   и  формирование элементарных математических представлений) проводит учитель-дефектолог 3-4 раза в неделю с каждым ребенком индивидуально по 15 минут;

+  занятия по речевому развитию (развитие активного и пассивного словаря, дополнительная и альтернативная коммуникация)  проводит  учитель-логопед  3-4 раза в неделю с каждым ребенком индивидуально по 15 минут;

  • педагог-психолог организует деятельность по психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации и  коррекции и развитию эмоциональной сферы (индивидуально и в подгруппе);
  • ознакомление с художественной литературой, игровая деятельность, формирование санитарно-гигиенических и элементарных трудовых навыков осуществляется при взаимодействии взрослых с детьми  ежедневно в различных видах деятельности и режимных моментах.