Пояснительная записка
АНО «ЦППМСП «Добрыня» реализует следующие программы:
— Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями;
— Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата;
— Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с задержкой психического развития;
— Адаптированную основную образовательную программу дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра.
Учебный план разработан в соответствии с нормативно-правовыми документами:
— Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», от 13.05.2013г.;
— Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (covid-19)»;
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования»;
— Примерной основной общеобразовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;
— Программой Коррекционно-развивающего обучения и воспитания для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта / Под ред. Е.А. Екжановой, Е.А. Стребелевой.
Воспитанники, посещающие АНО «ЦППМСП «Добрыня», имеют категорию «ребенок-инвалид», большинство детей имеют сложный дефект (сочетание 2 и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии).
В режиме постоянного пребывания все дети разделены на группы. В Организации функционируют разновозрастные (смешанные) компенсирующие группы детей с различным ведущим заболеванием численностью до 16 человек в каждой. При комплектовании группы обязательно учитываются особенности ограничения жизнедеятельности, потенциальные возможности, состояние интеллекта, двигательные возможности, возможности самообслуживания, психофизическое состояние и возраст ребенка. При организации коррекционно-развивающего процесса каждая группа делится на подгруппы (основным критерием деления на подгруппы является интеллектуальный потенциал ребенка). Так как на протяжении всего периода пребывания ребенка в АНО «ЦППМСП «Добрыня» с детьми постоянно находится два работника (воспитатель и младший воспитателя), а также индивидуальные и подгрупповые занятия проводит учитель-дефектолог, учитель-логопед и педагог-психолог, численность детей в группе не превышает 5 детей, что соответствует СанПиН № 26 от 15 мая 2013 г. п. 1.11 (для детей со сложным дефектом).
Особенности организации образовательного процесса в разновозрастной группе связаны с отбором содержания, форм, методов, средств, приемов обучения. В группах используется вариант объединения детей общей тематикой образовательного процесса с постепенным усложнением педагогических задач для детей разного возраста, интеллекта и физических возможностей. В освоении темы могут участвовать дети разных возрастов, но характер их участия, педагогические цели определяются в соответствии с индивидуальными возможностями каждой подгруппы детей. Такое тематическое содержание одинаково значимо для детей разных возрастных подгрупп, в основу которого положена идея интеграции содержания всех образовательных областей вокруг единой, общей темы, что соответствует принципу развивающего образования. При одинаковом содержании деятельности дети решают разные программные задачи и выполняют их на разном качественном уровне, соответствующем возрасту и индивидуальным особенностям каждого ребенка.
Учебный план АНО «ЦППМСП «Добрыня» на 2020 – 2021 учебный год является нормативным актом, устанавливающим перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на проведение непрерывной непосредственно образовательной деятельности.
Учебный год начинается с 1 сентября и заканчивается 31 мая. АНО «ЦППМСП «Добрыня» работает в режиме пятидневной рабочей недели.
В 2020-2021 г. в АНО «ЦППМСП «Добрыня» функционирует 2 разновозрастные группы детей компенсирующей направленности:
— 1 разновозрастная группа компенсирующего вида для детей в возрасте от 3 до 5 лет,
— 1 разновозрастная группа компенсирующего вида для детей в возрасте от 5 до 7(8) лет.
Пи проведении занятий каждая группа делится на две подгруппы.
В соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования в инвариантной части Плана определено время на образовательную деятельность, отведенное на реализацию образовательных областей. Содержание педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: «Речевое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» входят в расписание непрерывной образовательной деятельности. Они реализуются как в обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, так и во всех видах деятельности и отражены в календарном планировании.
При составлении учебного плана учитывались следующие принципы:
— принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
— принцип научной обоснованности и практической применимости;
— принцип соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности;
— принцип обеспечения единства воспитательных, коррекционно-развивающих и обучающих целей и задач процесса образования дошкольников, в процессе реализации которых формируются знания, умения, навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;
— принцип интеграции непосредственно образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;
— комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса: решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
— построение непосредственно образовательного процесса с учетом возрастных особенностей дошкольников, используя разные формы работы.
Количество и продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности устанавливаются в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и требованиями (СанПиН 2.4.1.3049-13).
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности:
— для детей от 3 до 5 лет – не более 15 минут,
— для детей от 5 до 7 (8) лет – не более 25 минут.
— для детей от 6 до 7 (8) лет – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня:
— для детей от 3 до 5 лет — 30 минут,
— для детей от 5 до 7 (8) лет – 45 минут,
— для детей от 6 до 7 (8) лет – 1ч. 30 мин.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности – не менее 10 минут. Образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна. Ее продолжительность составляет не более 25 – 30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультурные минутки. Образовательную деятельность, требующую повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, организуется в первую половину дня.
Форма организации занятий: групповая, подгрупповая, индивидуальная.
В образовательном процессе используется интегрированный подход, который позволяет гибко реализовывать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Организация жизнедеятельности АНО «ЦППМСП «Добрыня» предусматривает, как организованные педагогами совместно с детьми (НОД, развлечения, досуги) формы детской деятельности, так и самостоятельную деятельность детей. Так как дети с интеллектуальными нарушениями не всегда могут самостоятельно организовать свою деятельность, большая часть времени отводится на совместную деятельность педагога с детьми.
Парциальные программы являются дополнением к основной образовательной программе дошкольного образования.
В летний период учебные занятия не проводятся. В это время увеличивается продолжительность прогулок, дневного сна, а так же проводятся спортивные и подвижные игры, физкультурно-психологические, музыкальные, психолого- оздоровительные праздники и др.
Приложением к учебному плану является система организации основных видов непрерывной непосредственной организованной образовательной деятельности.
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» в структуре учебного плана АНО «ЦППМСП «Добрыня» выделены две части: инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная). Инвариантная часть обеспечивает выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с интеллектуальными нарушениями. Вариативная часть формировалась с учетом видовой принадлежности Организации («Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»), наличия приоритетных направлений коррекционно-развивающей деятельности. Инвариантная часть реализуется через обязательную непосредственную образовательную деятельность, вариативная – через дополнительную совместную деятельность: театральную студию, проект «Логоритмика».
В Плане устанавливается соотношение между инвариантной (обязательной) частью и вариативной частью, формируемой АНО «ЦППМСМ «Добрыня».
Инвариативная (обязательная часть) не менее 60 %. Вариативная (модульная часть) не более 40 %.
Учебный план групп детей дошкольного возраста компенсирующей направленности
I . Инвариативная часть
|
|||||||||
Группа | Образовательная область | Непосредственно образовательная деятельность | Объем образовательной нагрузки (в минутах/часах) | ||||||
В неделю | В месяц | В год | |||||||
Кол-во | Время | Кол-во | Время | Кол-во | Время | ||||
Разновозрастная группа детей компенсирующей направленности от 3 до 5 лет | Познавательное развитие | 1. 1. Ознакомление с окружающим
2. 2.Конструктивно-модельная деятельность 3. 3. ФЭМП/сенсорное развитие (инд.) |
1
1
+
|
20 мин.
20 мин.
+ |
4
4
+ |
1ч.20мин.
1ч.20мин
+ |
37
37
+ |
12ч. 20 мин.
12ч. 20 мин.
+ |
|
Речевое развитие | 1. 1. Развитие речи (инд.)
|
+ | + | + | + | + | + | ||
Художественно-эстетическое развитие | 1. Рисование
2. Лепка 3. Аппликация 4. Муз. воспитание |
1
1 1 2 |
20 мин.
20 мин. 20 мин. 20 (40) |
4
4 4 8 |
1ч.20мин.
1ч.20мин 1ч.20мин 2ч.40мин.
|
37
37 37 74 |
12ч. 20 мин
12ч. 20 мин 12ч. 20 мин 24ч. 40 мин. |
||
Физическое развитие | 1. Адаптивная физическая культура
|
3 | 20 (1 час) | 12 | 4 ч. | 111 | 37 ч. | ||
II. Вариативная часть
|
|||||||||
Внеурочная деятельность | Логоритмика | 1 | 20 мин. | 4 | 1ч.20мин.
|
37 | 12 ч., 20 мин | ||
Творческая мастерская «Рисование нетрадиционными техниками» | 1 | 20 мин. | 4 | 1ч.20мин.
|
37 | 12 ч., 20 мин | |||
Разновозрастная группа детей компенсирующей направленности от 5 до 6 лет
Гр. № 5, 1-я подгруппа |
I . Инвариативная часть
|
||||||||
Познавательное развитие | 4. 1. Ознакомление с окружающим
5. 2.Конструктивно-модельная деятельность 6. 3. ФЭМП/сенсорное развитие (инд.) |
2
1
+ |
25 (50)
25 мин.
+ |
8
4
+ |
3ч.20мин.
1ч.40мин.
+ |
74
37
+ |
30ч.50 мин
15ч.25 мин.
+ |
||
Речевое развитие | 2. 1. Развитие речи (инд.) | + | +
|
+ | + | +
|
+
|
||
Художественно-эстетическое развитие | 1. Рисование
2. Лепка/аппликация 4. Муз. воспитание |
2
1 2 |
25 (50)
25 мин. 25 (50) |
8
4 8 |
3ч.20мин.
1ч.40 мин. 3ч.20 мин.
|
74
37 74 |
30 ч.50 мин.
15ч. 25 мин. 30ч.50 мин.
|
||
Физическое развитие | 1.Адаптивная физическая культура | 3 | 25 (1ч.15 мин.) | 12 | 5 ч. | 111 | 46ч. 15 мин. | ||
II. Вариативная часть
|
|||||||||
Внеурочная деятельность | Творческая мастерская «Рисование нетрадиционными техниками» | 1 | 25 мин. | 4 | 1ч.40 мин | 37 | 15ч. 25 мин | ||
Логоритмика | 1 | 25 мин. | 4 | 1ч.40 мин | 37 | 15ч. 25 мин | |||
Театральная студия «Театр как надежда» | 1 | 25 мин. | 4 | 1ч.40 мин | 37 | 15ч. 25 мин | |||
Развитие графических навыков и подготовка руки к письму | 1 | 25 мин. | 4 | 1ч.40 мин | 37 | 15ч. 25 мин | |||
Разновозрастная группа детей кратковременного пребывания от 6 до 7 (8) лет
Гр. № 5, 2-я подгруппа |
I . Инвариативная часть
|
||||||||
Познавательное развитие | 7. 1. Ознакомление с окружающим
8. 2.Конструктивно-модельная деятельность (инд.) 9. 3. ФЭМП 10. 4. Сенсорное развитие |
3
1
2 1 |
30 (1ч.30м.)
30 мин.
30 (1 ч.) 30 мин. |
12
4
8 4 |
6 ч.
2 ч.
4 ч. 2 ч. |
111
37
74 37 |
55ч. 30 мин.
18ч.30 мин.
37 ч. 18 ч. 30 мин. |
||
Речевое развитие | 3. 1. Развитие речи | 3 | 20 (1 ч.)
|
12 | 4 ч. | 111
|
37 ч.
|
||
Художественно-эстетическое развитие | 1. Рисование
2. Лепка/аппликация 4. Муз. воспитание |
2
1 2 |
30 (1 ч.)
30 мин. 30 (1 ч.) |
8
4 8 |
4 ч.
2 ч. 4 ч. |
74
37 74 |
37 ч.
18ч.30 мин. 37 ч. |
||
Физическое развитие | 1.Адаптивная физическая культура | 3 | 30 мин. (1ч.30м.) | 12 | 6 ч. | 111 | 55 ч. 30 мин. | ||
II. Вариативная часть
|
|||||||||
Внеурочная деятельность | Развитие графических навыков и подготовка руки к письму | 1 | 30 мин. | 4 | 2 ч. | 37 | 18ч.30 мин. | ||
Логоритмика | 1 | 30 мин. | 4 | 2 ч. | 37 | 18ч.30 мин. | |||
Творческая мастерская «Рисование нетрадиционными техниками» | 1 | 30 мин. | 4 | 2 ч. | 37 | 18ч.30 мин. | |||
Примечание:
Гр. № 3,5
+ занятия по познавательному развитию (сенсорное развитие и формирование элементарных математических представлений) проводит учитель-дефектолог не менее 3 раз в неделю с каждым ребенком индивидуально по 15-20 минут;
+ занятия по речевому развитию (развитие активного и пассивного словаря, дополнительная и альтернативная коммуникация) проводит учитель-логопед не менее 3 раз в неделю с каждым ребенком индивидуально по 15-20 минут;
- педагог-психолог организует деятельность по психолого-педагогическому сопровождению процесса адаптации и коррекции и развитию эмоциональной сферы (индивидуально и в подгруппе);
- ознакомление с художественной литературой, игровая деятельность, формирование санитарно-гигиенических и элементарных трудовых навыков осуществляется при взаимодействии взрослых с детьми ежедневно в различных видах деятельности и режимных моментах.