Положение об Адаптированных основных образовательных программах дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (АООП ДО РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (АООП ДО НОДА), задержкой психического развития (АООП ДО ЗПР) АНО «ЦППМСП «Добрыня»

1.Общие положения

  • Настоящее Положение об Адаптированных основных образовательных программах дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (АООП ДО РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (АООП ДО НОДА), задержкой психического развития (АООП ДО ЗПР) (далее – АООП ДО, Программы) разработано Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП  «Добрыня») в соответствии:

— с Федеральным  законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012;

— с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155  «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта дошкольного  образования»;

— с Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования, утвержденным  приказом Минобрнауки РФ от 30.08.2013 №1014;

— с Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения  по общему образованию, протокол от 20.05.2015 г. № 2/15;

— с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Постановление от 15 мая 2013 г. № 26);

— с Уставом  Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Добрыня».

 

1.2.Положение определяет структуру, порядок разработки и утверждения АООП ДО.

1.3. АООП ДО разрабатываются самостоятельно Образовательным подразделением  АНО «ЦППМСП  «Добрыня»   с учетом Основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»   / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой;    Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»  под редакцией  Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой;

Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Баряевой Л.Б., Гаврилушкиной О.П., Зарина А.П., Соколовой Н.Д.;   Программы ранней   педагогической помощи детям с отклонениями в развитии Мойра Питерси, Робин Трилор «Маленькие ступеньки».

1.4. АООП ДО разрабатывается группой  педагогических работников под руководством заместителя Исполнительного директора, рассматривается и принимается на педагогическом совете, утверждается Исполнительным директором АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

1.5.Положение об АООП ДО вступает в силу с момента издания приказа  Об утверждении Положения об Адаптированных  основных образовательных программах дошкольного образования для детей с расстройствами аутистического спектра (АООП ДО РАС), нарушениями опорно-двигательного аппарата (АООП ДО НОДА), задержкой психического развития (АООП ДО ЗПР) АНО «ЦППМСП  «Добрыня» и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции.

 

  1. Структура Адаптированных основных образовательных программ

2.1.Структура АООП ДО  должна соответствовать требованиям к содержанию образовательной программы дошкольного образования и содержать четыре раздела:

целевой;

содержательный;

организационный:

дополнительный.

2.2.Титульный лист считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается:

  • наименование Организации (полностью);
  • гриф принятия программы (с указанием даты проведения и номера протокола заседания педагогического совета);
  • гриф утверждения программы Исполнительным директором (с указанием даты и номера приказа);
  • полное наименование АООП ДО с указанием категории детей, для которых она разработана;
  • сведения о разработчиках программы или руководителе (ФИО, должность);
  • название населенного пункта, в котором реализуется рабочая программа;
  • год разработки рабочей программы.

2.3. Целевой раздел содержит пояснительную записку, планируемые результаты освоения  АООП ДО и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

2.3.1. Пояснительная записка должна содержать:

цели и задачи реализации АООП ДО;

принципы и подходы к формированию Программы;

характеристику особенностей развития детей.

2.3.2. Планируемые результаты освоения АООП ДО детей  должны отражать целевые ориентиры на момент завершения дошкольного образования с учетом реализуемой  программы коррекционно-развивающей направленности и систему оценки результатов освоения программы.

2.3.3. Часть, формируемая участниками образовательных отношений,  предполагает планируемые результаты  парциальных программ  по различным направлениям.

2.4. Содержательный раздел должен содержать:

— характеристику образовательных областей,

— основные направления деятельности по внедрению регионального компонента,

— описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы,

— особенности взаимодействия коллектива с семьями воспитанников,

— коррекционно-развивающую деятельность.

2.4.1. Характеристика  образовательных областей должна содержать описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

2.4.2. Основные направления деятельности по внедрению регионального компонента предполагают описание непосредственного окружения АНО  «ЦППМСП  «Добрыня»: традиционные праздники и мероприятия, экскурсии, организация летнего оздоровительного периода и др.

2.4.3. Описание вариативных форм, способов и средств реализации программы должно содержать различные коррекционные технологии, способствующие сглаживанию нарушений интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы детей с особыми образовательными потребностями, а так же основные методы мотивации и стимуляции деятельности детей.

2.4.4. Особенности взаимодействия коллектива  АНО  «ЦППМСП  «Добрыня» с семьями воспитанников предполагают различные формы сотрудничества по оказанию коррекционной помощи.

2.4.5. Коррекционно-развивающая деятельность раскрывает особенности организации коррекционного процесса  учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога.

2.5. Организационный раздел АООП ДО содержит:

-специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей  данных категорий групп;

-организацию развивающей предметно-пространственной среды с учетом особенностей  детей;

— материально-техническое обеспечение Программы;

— кадровые условия  реализации Программы;

— режим и распорядок дня;

— часть, формируемую участниками образовательных отношений;

— перечень нормативных и нормативно-методических документов.

2.5.1. Специальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие детей  с РАС, НОДА, ЗПР, предполагают оптимальное взаимодействие специалистов разного профиля, формы и особенности организации коррекционно-развивающей работы, ведущие принципы организации деятельности, создание  безбарьерной среды.

2.5.2.  Организация развивающей предметно-пространственной среды  должна отражать основные принципы создания среды. 

2.5.3. Материально-техническое обеспечение Программы должно отражать оснащение помещений и перечень базовых видов деятельности в каждом помещении.

2.5.4. Кадровые условия  реализации Программы должны отражать укомплектованность  квалифицированными кадрами, в т. ч. руководящими, педагогическими, учебно-вспомогательными, административно-хозяйственными работниками.

2.5.5. Режим дня предполагает:

— определение вариативных режимов дня,

— определение    временных рамок того или иного режимного процесса  и алгоритм их чередования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями развития нетипичных детей,

— составление распорядок дня и сетки занятий,

— взаимодействие взрослых с детьми в различных видах деятельности.  

2.5.6. Часть, формируемую участниками образовательных отношений должна содержать этапы реализации или направления деятельности вариативных Программ.

2.5.7. Перечень нормативных и нормативно-методических документов должен содержать обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания  детей данных нозологических групп.

2.6. Дополнительный раздел содержит краткую презентацию АООП ДО, которая может включать  цели и задачи реализации Программы, виды и формы детской деятельности, кадровый потенциал, наличие помещений, формы работы с родителями.

2.7. Программа может иметь Приложения.

 

  1. Изменения и дополнения в АООП ДО

3.1. АООП ДО может изменяться и дополняться по решению педагогического совета.

3.2. Основания для внесения изменений:

-обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования),

-предложения педагогических работников по результатам реализации Программы в текущем учебном году,

-обновление списка  используемой литературы и методических пособий.

3.3. Дополнения и изменения в АООП ДО могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения Программа корректируются в виде новой редакции программы.

 

  1. Ответственность и контроль

4.1.Ответственность за полноту и качество реализации АООП ДО возлагается на  педагогов Структурного Образовательного подразделения, реализующих  Программу.

4.2. Контроль над полнотой и качеством реализации Программ осуществляется администрацией АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

4.3. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AООП ДО возлагается на заместителя Исполнительного директора Образовательного подразделения.

 

  1. Делопроизводство

5.1.  Адаптированные   основные  образовательные   программы дошкольного образования  хранятся в  кабинете заместителя Исполнительного директора.

5.2. К Программе имеют доступ все педагогические работники и администрация Организации.

5.3. Программы  хранятся 3 года после истечения срока ее действия.