ПОЛОЖЕНИЕ о разработке и реализации  Специальной индивидуальной программы развития (СИПР) и Специальной индивидуальной образовательной программы (СИОП)

 

  1. Общие положения

1.2.   Настоящее Положение о Специальной индивидуальной программе развития (далее СИПР) и Специальной индивидуальной образовательной программе (далее СИОП) обучающихся с ОВЗ, умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (далее — Положение)  Автономной некоммерческой организации «Центр психолого-педагогической,  медицинской и социальной помощи «Добрыня» (далее АНО «ЦППМСП «Добрыня»)  разработано в соответствии с нормативно-правовыми документами:

— Федеральным  законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

— Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»; 

— СанПин 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 года N 26.

1.2. СИПР/СИОП разрабатывается на основе Примерных адаптированной основных общеобразовательных программ для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), с нарушением опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра, слепых обучающихся (варианты 3.4, 6.4, 8.4, вариант 2, приказ № 1599) с учетом индивидуальных и  психофизических особенностей обучающихся.

1.3. Положение регламентирует порядок разработки и утверждения СИПР/СИОП, определяет структуру, оформление, порядок и сроки их рассмотрения.

1.4. Цель разработки СИПР/СИОП – создание условий для планирования, организации и управления образовательной деятельностью обучающихся с ОВЗ, умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития для обретения обучающимся таких жизненных компетенций, которые позволяют ему достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат его включение в жизнь общества на основе индивидуального, поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для него пределах.

1.5.Временной период реализации СИПР/СИОП составляет один учебный год.

1.6. В разработке СИПР/СИОП принимают участие все специалисты, работающие с обучающимся, и его родители.

1.7. Структурно-содержательная форма СИПР/СИОП обучающегося единая, соответствует требованиям ФГОС (Приложение №1).

1.8. Настоящее Положение принимается  решением Педагогического совета АНО «ЦППМСП  «Добрыня».

1.9. Действие Положения вступает в силу с момента его принятия. 

1.10. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся Педагогическим советом и утверждаются на его заседании решением Педагогического совета.

  1. Структура специальной индивидуальной программы развития

2.1. Структура СИПР включает:

1) титульный лист;

2) общие сведения о ребенке;

3) характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребенка;

4) индивидуальный учебный план;

5) содержание образования в условиях организации и семьи;

6) условия реализации потребности в уходе и присмотре;

7) перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР/СИОП;

8) перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;

9) перечень необходимых технических средств и дидактических материалов;

10) средства мониторинга и оценки динамики обучения;

11) программа может иметь приложение, включающее задания и рекомендации для их выполнения учащимся в домашних условиях.

 

3.Требования к разделам специальной индивидуальной программы развития/специальной индивидуальной образовательной программы

3.1. Титульный лист должен содержать:

— наименование Организации (согласно Уставу);

— наименование программы;

— срок реализации СИПР/СИОП;

— адресность программы (фамилия, имя обучающегося, класс/ступень);

— согласование программы с родителями обучающегося;

— год разработки СИПР/СИОП.

В правом верхнем углу ставится гриф утверждения Исполнительного директора АНО «ЦППМСП  «Добрыня», в левом верхнем углу — гриф принятия на педагогическом совете.

3.2. Общие сведения содержат персональные данные об обучающемся  и его родителях.

3.3. Характеристика обучающегося составляется на основе психолого-педагогического обследования ребенка, проводимого специалистами АНО «ЦППМСП  «Добрыня» с целью оценки актуального состояния развития обучающегося.

Характеристика должна отражать:

1) бытовые условия семьи, оценку отношения членов семьи к образованию ребенка;

2) заключение ПМПК;

3) данные о физическом здоровье, двигательном и сенсорном развитии ребенка;

4) особенности проявления познавательных процессов;

5) состояние сформированности устной речи и речемыслительных операций;

6) характеристику поведенческих и эмоциональных реакций ребенка, наблюдаемых специалистами; характерологические особенности личности ребенка (со слов родителей);

7) сформированность социально значимых знаний, навыков, умений: коммуникативные возможности, игра, самообслуживание, предметно-практическая деятельность, интеллектуальные умения и знания;

8) потребность в уходе и присмотре. Необходимый объем помощи со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая;

9) выводы по итогам обследования: приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения.

3.3. Индивидуальный учебный план должен отражать учебные предметы, коррекционные занятия, внеурочную деятельность, соответствующие уровню актуального развития ребенка, и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося.

Индивидуальная недельная нагрузка обучающегося может варьироваться с учетом образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. Недельная нагрузка обеспечивает чередование учебной и внеурочной деятельности.

3.5.Содержание образования  включает:

конкретные задачи по формированию представлений, действий/операций по каждой из:

программы формирования базовых учебных действий;

программ учебных предметов, коррекционных занятий;

программы нравственного развития;

программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся;

программы внеурочной деятельности;

Задачи формулируются в качестве возможных (ожидаемых) результатов обучения и воспитания ребенка на год.

3.6. Условия реализации потребности в уходе и присмотре

Необходимым условием реализации СИПР/СИОП для большинства обучающихся является организация ухода (кормление или помощь в приеме пищи, одевание/раздевание, совершение гигиенических процедур) и присмотра.

Уход предполагает выполнение следующей деятельности:

уход за телом (обтирание влажными салфетками, подмывание, смена подгузника, мытье рук, лица, тела и др.);

сопровождение ребенка в туалете,

высаживание на унитаз в соответствии с индивидуальным графиком;

раздевание и одевание ребенка, оказание необходимой помощи в раздевании и одевании ребенка;

контроль внешнего вида ребенка (чистота, опрятность);

придание правильной позы ребенку (с целью профилактики порочных состояний), смена положений тела в течение учебного дня, в том числе с использованием ТСР (вертикализатор,  кресла-коляска, ходунков, и др.).

Присмотр необходим для обеспечения безопасности обучающихся, сохранности материальных ценностей.

Необходимость в присмотре для обучающихся в случаях:

— агрессии (в отношении людей и/или предметов), самоагрессии;

— полевого поведения;

— проблемы поведения вследствие трудностей освоения общепринятых норм и правил поведения (выход за пределы помещения и др.);

— эпилепсии, других сопутствующих нарушений (соматические, неврологические и т.д.), в тех ситуациях, когда ребенок использует предметы не по назначению.

Задачи и мероприятия по уходу и присмотру включаются в СИПР/СИОП и выполняются в соответствии с индивидуальным расписанием ухода и потребностью в присмотре.

3.7. Перечень специалистов, участвующих в разработке и реализации СИПР/СИОП:

учитель-дефектолог,  музыкальный руководитель,  инструктор по  физической культуре,  учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог и др.

3.8. Программа сотрудничества школы с семьей обучающегося (перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося) включает задачи, направленные на повышение информированности семьи об образовании ребенка, развитие мотивации родителей к конструктивному взаимодействию со специалистами, отражающие способы контактов семьи и организации с целью привлечения родителей к участию в разработке и реализации СИПР/СИОП и преодоления психологических проблем семьи.

3.9. Перечень необходимых технических средств общего и индивидуального назначения, дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, необходимых для реализации СИПР/СИОП.

3.10.Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

3.10.1.Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

3.10.2.В ходе мониторинга специалисты оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР/СИОП.

3.10.3.Оценивание уровня сформированности представлений, действий/операций осуществляется по критериям: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

3.10.4.Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно  в форме характеристики за учебный год.

3.10.5.На основе итоговой характеристики составляется СИПР/СИОП на следующий учебный период. 

 

  1. Порядок согласования и утверждения Специальной индивидуальной программы развития/Специальной индивидуальной образовательной программы

4.1. СИПР/СИОП разрабатывается рабочей группой в составе учителя-дефектолога класса/ступени, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, учителя-логопеда, педагога-психолога, социального педагога.

4.2. Ответственным за разработку и реализацию СИПР/СИОП назначается учитель-дефектолог.

4.3. В обязанности ответственного входит:

— объединение усилий специалистов при подготовке СИПР/СИОП;

— оформление СИПР/СИОП;

— согласование СИПР/СИОП с родителями обучающегося;

— представление  на обсуждение педагогического совета;

— внесение корректив в содержание СИПР/СИОП и другие функции.

4.4. СИПР/СИОП в обязательном порядке следует согласовать с родителями (законными представителями) обучающегося. При согласии с содержанием СИПР/СИОП родителю следует поставить подпись.

4.5. СИПР/СИОП обучающегося обязательно утверждается приказом Исполнительного директора. При этом на титульном листе  ставится соответствующий гриф об утверждении программы.

4.6. СИПР/СИОП обсуждается и принимается на педагогическом совете.

4.7. По результатам промежуточной диагностики реализации СИПР по согласованию со специалистами психолого-медико-педагогического консилиума в ее содержание могут вноситься коррективы.

4.8. По итогам промежуточной аттестации осуществляется обсуждение успешности реализации СИПР/СИОП обучающегося на  психолого-медико-педагогическом консилиуме АНО «ЦППМСП «Добрыня».