Занятия в кабинете социально-бытовой ориентировки!

   В новом, 2023-м году, мы решили попробовать построить работу кабинета социально-бытовой ориентировки не просто, как хозяйственно-бытовой труд, а привлечь ребят к профессиям тех людей, кто этим делом занимается. Таким образом замотивировать их на более активный и интересный процесс работы. Например, ребята не просто пекут оладьи, а примеряют на себя профессию повара. Выясняют каким надо быть, чтобы стать поваром. Конечно, в первую очередь человек должен любить готовить, должен знать технологию приготовлений многих блюд, быть аккуратным и чистоплотным. Ведь работа с продуктами требует особых санитарных норм. Для ребят становится удивительным, что повар готовит на 100 и больше человек, ведь они привыкли, что в семье готовят на 3-4-х человек, а тут – 100! «Да, тяжёлая эта профессия!» говорят ребята. А, ведь сколько надо сделать, чтобы просто приготовить салат: вымыть руки, надеть фартук и колпак, отсортировать овощи, вымыть их, почистить, нарезать, потереть на тёрке, заправить маслом… И… Наконец! Пробовать своё приготовленное блюдо – это самый главный момент в работе! Вот ОНО – удовлетворение потребности! Нет, не в голоде! В причастности, в признании: «Как вкусно! Я сегодня – лучший повар!» Вот слова нашего парня (Кирилла) после того, как он приготовил сложные бутерброды и попробовал их: «Я так счастлив сегодня! Почувствовал себя настоящим кулинаром!» А, девочка, которая вместе с ним участвовала в приготовлении (Яна) уверенно произнесла: «Это так вкусно, что я обязательно сделаю эти бутерброды на праздник для своих друзей!» Вот ОНО – удовлетворение своей высшей потребности! Да ещё с продолжением! В выходной день, рано утром, мама этой девочки присылает видео, как она делает бутерброды точь-в-точь, как это делали ребята в нашем Центре, угощает родителей… Это ОНО возникает у нас… Эти «маленькие радости» — дорогого стоят…

  Приобретённые в процессе труда знания, умения и навыки не самоцель и не конечный продукт нашей деятельности, а средство для развития главной человеческой способности – способности к труду.

  Включение ребят в труд необходимо осуществлять с учётом их физиологии, особенностей их организма и психики, их интересов и способностей. Включаясь в труд, ребята вступают в отношения с предметами, средствами, результатами труда, самим трудом, в межличностные отношения с участниками труда.

   Хочется отметить маленькую девочку (Дашу), которая учась чистить картошку овощечисткой, приговаривала: «Приду домой и скажу – мама, я тоже могу чистить картошку!» А, ведь у неё нарушена координация движений, ей эта работа трудно даётся, но она так радуется после каждого отрезанного маленького кусочка кожуры! Вот ОНО – счастье! Удовлетворение своих самых высших потребностей: я могу, я научилась! Такая мелочь для нас… Такое событие для них…  А, девочка, которая избирательна в еде, которая  первый раз варила картошку. Просто обычный варёный картофель! Она (Маша) так уплетала за обе щеки и жмурилась от удовольствия, получила столько радости, что не хотела уходить из кабинета СБО. Брала картофель, просила овощечистку…

  Сколько много уже узнали ребята приспособлений для нарезки овощей (пять видов овощерезок). В одну овощерезку они просто все влюбились.  Их главные слова: «Как удобно и интересно ею работать, такую хочу домой приобрести! Где можно купить?» «И, я хочу попробовать, дайте мне тоже!» Вот ОНО – удовлетворение потребности в познании. Как интересно, хочу попробовать это сделать. Несколько человек сфотографировали эту овощерезку.

  Профессии повара можно обучаться бесконечно, ведь здесь такие обширные темы: как правильно вести себя за столом, какая еда правильная, безопасная, режим питания для чего, как сервировать стол, что такое сервиз, как из общей тарелки разложить всем поровну, как определить порцию, для чего нужны мерники, что-где хранится, как безопасно работать с электроприборами и т д.

  Нужно ли всё это нашим ребятам, спросите вы? Отвечу – да, нужно. Труд – важнейшее средство воспитания. Весь процесс трудового воспитания людей с ОВЗ может и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива. И, пусть они не станут поварами, но понимание необходимости трудовой деятельности для них более важно. И, опять будем искать новые пути повышения мотивации к бытовой деятельности, ведь главное: увлечь, вселить в них убеждённость в необходимости и веру в возможность овладения различными бытовыми делами. Дима, как аккуратно ты научился есть! Молодец! Создать ситуацию успеха. Это важно. И для Димы, и для нас.

You are using the BNS Add Widget plugin. Thank You!